Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинаюших

         

Инструкция case



Вариант 1:

case Выражение of

Список1_Констант: begin

. { инструкции } end; Список2_Констант: begin

{ инструкции } end;

СписокJ_Констант: begin

{ инструкции } end; end;

Вариант 2.

case Выражение of

Список1_Констант: begin


{ инструкции } end;

Список2_Констант: begin

{ инструкции } end; СписокJ_Констант: begin

{ инструкции J} end; else

begin

{ инструкции } end; end;

Инструкции между begin и end выполняются, если значение выражения, записанного после case, совпадает с константой из соответствующего списка. Если это не так, то выполняются инструкции, находящиеся после else, между begin И end.

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.



Инструкция for



Вариант 1 (с увеличением счетчика):

for Счетчик:=НачальноеЗначение to КонечноеЗначение do begin

{ здесь инструкции } end;

Инструкции между begin и end выполняется (КонечноеЗначение - НачальноеЗначение) + 1 раз.

ЕСЛИ НачальноеЗначение > КонечноеЗначение, ТО инструкции между begin И

end не выполняются.

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

Вариант 2 (с уменьшением счетчика)'.

for Счетчик:=НачальноеЗначение downto КонечноеЗначение do begin

{ здесь инструкции } end;

Инструкции между begin и end выполняется (НачальноеЗначение - КонечноеЗначение) + 1 раз.

Если НачальноеЗначение < КонечноеЗначение, то инструкции между begin и end не выполняются.

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.



Инструкция GoTo



GoTo Метка;

Инструкция осуществляет переход к инструкции, перед которой стоит метка. Метка должна быть объявлена в разделе label.



Инструкция if



Вариант 1: if-then-else. if Условие then

begin

{ Инструкции, которые выполняются, ) { если условие истинно. } end else

begin

{ Инструкции, которые выполняются, } { если условие ложно } end ;

Вариант 2. if-then.

if Условие then

begin

{ Инструкции, которые выполняются, } { если условие истинно. } end;

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.



Инструкция repeat



repeat

{ инструкции } until Условие;

Сначала выполняются инструкции цикла, которые расположены между repeat и until. Затем вычисляется значение выражения Условие, и если оно равно False, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока значение выражения Условие не станет равным True.



Инструкция while



while Условие do begin

{ инструкции ) end;

Сначала проверяется Условие, если оно истинно, то выполняются инструкции между begin и end. Затем снова проверяется Условие. Если оно выполняется, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока Условие не станет ложным.

Примечание

Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.



Объявление функции



function ИмяФункции(var Параметр1: Тип 1; var Параметр2: Тип2;

var ПараметрJ: TиnJ ) : Тип; const

{ описание констант } var

/ описание переменных } begin

{ инструкции функции }

Result:=Значение; end;

Примечание

Слово var ставится перед именем параметра в том случае, если параметр используется для возврата значения из функции в вызвавшую ее программу.



Основные типы данных



К основным типам данных языка Delphi относятся: П целые числа (integer); П дробные числа (real); П символы (char);

строки (string);
логический тип (boolean).

Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах (табл. П1.1 и П2.2).

Таблица П1.1. Целые числа

Формат

Диапазон

Shortint

-128.. 127

Integer

-32 768.. 32 767

Longint

-2 147 483 648.. 2 147 483 647

Byte

0..255

Word

0..65535

Таблица П1.2. Числа с плавающей точкой

Формат

Диапазон

Кол-во значащих цифр

Real

2,9e-39.. 1,7e38

11-12

Single

1,5e-45.. 3,4e38

7-8

Double

5,0e-324.. 1,7e308

15-16

Extended

3,4e-4932.. 1,1e4932

19-20



Строки



Объявление переменной-строки длиной 255 символов:

Имя:string;

Объявление переменной-строки указанной длины:

Имя:string [ ДлинаСтроки ].



Структура модуля



Модуль состоит из последовательности разделов. Каждый раздел начинается ключевым словом и продолжается до начала следующего раздела.

unit ИмяМодуля;

interface // раздел интерфейса

{ Здесь находятся описания процедур и функций модуля, коч-орые могут использоваться другими модулями. )

const // раздел объявления констант

{ Здесь находятся объявления глобальных констант модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля.}

type // раздел объявления типов

{ Здесь находятся объявления глобальных типов модуля,

которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }

var // раздел объявления переменных

{ Здесь находятся объявления глобальных переменных модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }

implementation // раздел реализации

{ Здесь находятся описания (текст) процедур и функций модуля)

end.



Запись



Вариант 1. Объявление записи в разделе переменных: Запись: record Поле1:Тип1; Поле2: Тип2;

ПолеJ: TиnJ; end;

Вариант 2. Сначала объявляется тип-запись, затем — переменная-запись:

type

ТипЗапись = record Поле1: Тип1; Поле 2:Тип2;

ПолеК: ТипК; end;

var

За пись: ТипЗапись;



Зарезервированные слова и директивы



Зарезервированные слова:

and

File

not

then

array

For

object

to

asm

function

of

type

begin

Goto

or

unit

case

If

packed

until

const

implementation

procedure

uses

constructor

In

program

var

destructor

inherited

record

while

div

inline

repeat

with

do

intenface

set

xor

downto

Label

shl


else

Mod

shr


end

Nil

string


Директивы:

absolute

assembler

external

Far

forward

interrupt

near

private

public

virtual