Инструкция case
Вариант 1:
case Выражение of
Список1_Констант: begin
. { инструкции } end; Список2_Констант: begin
{ инструкции } end;
СписокJ_Констант: begin
{ инструкции } end; end;
Вариант 2.
case Выражение of
Список1_Констант: begin
{ инструкции } end;
Список2_Констант: begin
{ инструкции } end; СписокJ_Констант: begin
{ инструкции J} end; else
begin
{ инструкции } end; end;
Инструкции между begin и end выполняются, если значение выражения, записанного после case, совпадает с константой из соответствующего списка. Если это не так, то выполняются инструкции, находящиеся после else, между begin И end.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Инструкция for
Вариант 1 (с увеличением счетчика):
for Счетчик:=НачальноеЗначение to КонечноеЗначение do begin
{ здесь инструкции } end;
Инструкции между begin и end выполняется (КонечноеЗначение - НачальноеЗначение) + 1 раз.
ЕСЛИ НачальноеЗначение > КонечноеЗначение, ТО инструкции между begin И
end не выполняются.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Вариант 2 (с уменьшением счетчика)'.
for Счетчик:=НачальноеЗначение downto КонечноеЗначение do begin
{ здесь инструкции } end;
Инструкции между begin и end выполняется (НачальноеЗначение - КонечноеЗначение) + 1 раз.
Если НачальноеЗначение < КонечноеЗначение, то инструкции между begin и end не выполняются.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Инструкция GoTo
GoTo Метка;
Инструкция осуществляет переход к инструкции, перед которой стоит метка. Метка должна быть объявлена в разделе label.
Инструкция if
Вариант 1: if-then-else. if Условие then
begin
{ Инструкции, которые выполняются, ) { если условие истинно. } end else
begin
{ Инструкции, которые выполняются, } { если условие ложно } end ;
Вариант 2. if-then.
if Условие then
begin
{ Инструкции, которые выполняются, } { если условие истинно. } end;
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Инструкция repeat
repeat
{ инструкции } until Условие;
Сначала выполняются инструкции цикла, которые расположены между repeat и until. Затем вычисляется значение выражения Условие, и если оно равно False, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока значение выражения Условие не станет равным True.
Инструкция while
while Условие do begin
{ инструкции ) end;
Сначала проверяется Условие, если оно истинно, то выполняются инструкции между begin и end. Затем снова проверяется Условие. Если оно выполняется, то инструкции цикла выполняются еще раз. И так до тех пор, пока Условие не станет ложным.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Объявление функции
function ИмяФункции(var Параметр1: Тип 1; var Параметр2: Тип2;
var ПараметрJ: TиnJ ) : Тип; const
{ описание констант } var
/ описание переменных } begin
{ инструкции функции }
Result:=Значение; end;
Примечание
Слово var ставится перед именем параметра в том случае, если параметр используется для возврата значения из функции в вызвавшую ее программу.
Основные типы данных
К основным типам данных языка Delphi относятся: П целые числа (integer); П дробные числа (real); П символы (char);
логический тип (boolean).
Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах (табл. П1.1 и П2.2).
Таблица П1.1. Целые числа
Формат |
Диапазон |
||
Shortint |
-128.. 127 |
||
Integer |
-32 768.. 32 767 |
||
Longint |
-2 147 483 648.. 2 147 483 647 |
||
Byte |
0..255 |
||
Word |
0..65535 |
||
Таблица П1.2. Числа с плавающей точкой
Формат |
Диапазон |
Кол-во значащих цифр |
||
Real |
2,9e-39.. 1,7e38 |
11-12 |
||
Single |
1,5e-45.. 3,4e38 |
7-8 |
||
Double |
5,0e-324.. 1,7e308 |
15-16 |
||
Extended |
3,4e-4932.. 1,1e4932 |
19-20 |
||
Строки
Объявление переменной-строки длиной 255 символов:
Имя:string;
Имя:string [ ДлинаСтроки ].
Структура модуля
Модуль состоит из последовательности разделов. Каждый раздел начинается ключевым словом и продолжается до начала следующего раздела.
unit ИмяМодуля;
interface // раздел интерфейса
{ Здесь находятся описания процедур и функций модуля, коч-орые могут использоваться другими модулями. )
const // раздел объявления констант
{ Здесь находятся объявления глобальных констант модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля.}
type // раздел объявления типов
{ Здесь находятся объявления глобальных типов модуля,
которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }
var // раздел объявления переменных
{ Здесь находятся объявления глобальных переменных модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }
implementation // раздел реализации
{ Здесь находятся описания (текст) процедур и функций модуля)
end.
Запись
Вариант 1. Объявление записи в разделе переменных: Запись: record Поле1:Тип1; Поле2: Тип2;
ПолеJ: TиnJ; end;
Вариант 2. Сначала объявляется тип-запись, затем — переменная-запись:
type
ТипЗапись = record Поле1: Тип1; Поле 2:Тип2;
ПолеК: ТипК; end;
var
За пись: ТипЗапись;
Зарезервированные слова и директивы
Зарезервированные слова:
and |
File |
not |
then |
||
array |
For |
object |
to |
||
asm |
function |
of |
type |
||
begin |
Goto |
or |
unit |
||
case |
If |
packed |
until |
||
const |
implementation |
procedure |
uses |
||
constructor |
In |
program |
var |
||
destructor |
inherited |
record |
while |
||
div |
inline |
repeat |
with |
||
do |
intenface |
set |
xor |
||
downto |
Label |
shl |
|
||
else |
Mod |
shr |
|
||
end |
Nil |
string |
|
||
Директивы:
absolute assembler external |
Far forward interrupt |
near private public |
virtual |
||