Масштабируемые средства для построения баз данных
Объекты БД в Delphi основаны на SQL и включают в себя полную мощь Borland Database Engine. В состав Delphi также включен Borland SQL Link, поэтому доступ к СУБД Oracle, Sybase, Informix и InterBase происходит с высокой эффективностью. Кроме того, Delphi включает в себя локальный сервер Interbase для того, чтобы можно было разработать расширяемые на любые внешние SQL-сервера приложения в офлайновом режиме. Разработчик в среде Delphi, проектирующий информационную систему для локальной машины (к примеру, небольшую систему учета медицинских карточек для одного компьютера), может использовать для хранения информации файлы формата .dbf (как в dBase или Clipper) или .db (Paradox). Если же он будет использовать локальный InterBase for Windows 4.0 (это локальный SQL-сервер, входящий в поставку), то его приложение безо всяких изменений будет работать и в составе большой системы с архитектурой клиент-сервер.
Вот она - масштабируемость на практике - одно и то же приложение можно использовать как для локального, так и для более серьезного клиент-серверного вариантов.
Менеджер проектов.
Дает возможность разработчику просмотреть все модули в соответствующем проекте и снабжает удобным механизмом для управления проектами.
Менеджер проектов показывает имена файлов, время/дату выбранных форм и пр.
Можно немедленно попась в текст или форму, просто щелкнув мышкой на соответствующее имя.
Методы TReport
Методы TReport включают:
CloseReport прекращает печать отчета.
CloseApplication прекращает выполнение ReportSmith Runtime, если онзапущен.
Connect служит для установления соединения с SQL БД.
Print - функция, проверяет, идет ли печать в данный момент.
RecalcReport пересчитывает и перепечатывает отчет с новым значением для переменной отчета, предварительно измененной методом SetVariable.
Runзапускает ReportSmith Runtime, выполняет отчет указанный в свойстве ReportName, и посылает отчет на принтер.
RunMacro - вызывает выполнение в ReportSmith макроса (программы, написанной на ReportSmith Baisc).
SetVariable изменяет значение переменной отчета. Параметр Name определяет, какая переменная изменяется, и параметр Value определяет новое значение. После вызова метода SetVariable, ваше приложение может вызывать метод RecalcReport, который пересчитывает и перепечатывает отчет с новым значением переменой.
Модель исключительных ситуаций в Delphi
Модель исключительных ситуаций в Object Pascal является невозобновляемой(non-resumable). При возникновении исключительной ситуации Вы уже не сможете вернуться в точку, где она возникла, для продолжения выполнения программы (это позволяет сделать возобновляемая(resumable) модель). Невозобновляемые исключительные ситуации разрушают стек, поскольку они сканируют его в поисках обработчика; в возобновляемой модели необходимо сохранять стек, состояние регистров процессора в точке возникновения ошибки и выполнять поиск обработчика и его выполнение в отдельном стеке. Возобновляемую систему обработки исключительных ситуаций гораздо труднее создать и применять, нежели невозобновляемую.
Навигация (Перемещение по записям)
После открытия a таблицы, следующим шагом Вы должны узнать как перемещаться по записям внутри него.
Следующий обширный набор методов и свойства TDataSet обеспечивает все , что Вам нужно для доступа к любой конкретной записи внутри таблицы: procedure First; procedure Last; procedure Next; procedure Prior; property BOF: Boolean read FBOF; property EOF: Boolean read FEOF; procedure MoveBy(Distance: Integer);
Дадим краткий обзор их функциональных возможностей:
Вызов Table1.First перемещает Вас к первой записи в таблице. Table1.Last перемещает Вас к последней записи. Table1.Next перемещает Вас на одну запись вперед. Table1.Prior перемещает Вас на одну запись Назад. Вы можете проверять свойства BOF или EOF, чтобы понять, находитесь ли Вы в начале или в конце таблицы. Процедура MoveBy перемещает Вас на N записей вперед или назад в таблице. Нет никакого функционального различия между запросом Table1.Next и вызовом Table1.MoveBy(1). Аналогично, вызов Table1.Prior имеет тот же самый результат, что и вызов Table1.MoveBy(-1).
Чтобы начать использовать эти навигационные методы, Вы должны поместить TTable, TDataSource и TDBGrid на форму, также, как Вы делали это в предыдущем уроке. Присоедините DBGrid1 к DataSource1, и DataSource1 к Table1. Затем установите свойства таблицы: в DatabaseName имя подкаталога, где находятся демонстрационные таблицы (или псевдоним DBDEMOS); в TableName установите имя таблицы CUSTOMER.
Если Вы запустили программу, которая содержит видимый элемент TDBGrid, то увидите, что можно перемещаться по записям таблицы с помощью полос прокрутки (scrollbar) на нижней и правой сторонах DBGrid.
Однако, иногда нужно перемещаться по таблице "программным путем", без использования возможностей, встроенных в визуальные компоненты. В следующих нескольких абзацах объясняется как можно это сделать.
Поместите две кнопки на форму и назовите их Next и Prior, как показано на рис.2.
Рис.2 : Next и Prior кнопки позволяют Вам перемещаться по БД.
Дважды щелкните на кнопке Next - появится заготовка обработчика события: procedure TForm1.NextClick(Sender: TObject); begin end;
Теперь добавьте a одну строчку кода так, чтобы процедура выглядела так: procedure TForm1.NextClick(Sender: TObject); begin Table1.Next; end;
Повторите те же самые действия с кнопкой Prior, так, чтобы функция связанная с ней выглядела так: procedure TForm1.PriorClick(Sender: TObject); begin Table1.Prior; end;
Теперь запустите программу, и нажмите на кнопки. Вы увидите, что они легко позволяют Вам перемещаться по записям в таблице.
Теперь добавьте еще две кнопки и назовите их First и Last, как показано на рис.3
Рис.3: Программа со всеми четырьмя кнопками.
Сделайте то же самое для новых кнопок. procedure TForm1.FirstClick(Sender: TObject); begin Table1.First; end; procedure TForm1.LastClick(Sender: TObject); begin Table1.Last; end;
Нет ничего более простого чем эти навигационные функции. First перемещает Вас в начало таблицы, Last перемещает Вас в конец таблицы, а Next и Prior перемещают Вас на одну запись вперед или назад.
TDataSet.BOF - read-only Boolean свойство, используется для проверки, находитесь ли Вы в начале таблицы. Свойства BOF возвращает true в трех случаях: После того, как Вы открыли файл; После того, как Вы вызывали TDataSet.First; После того, как вызов TDataSet.Prior не выполняется.
Первые два пункта - очевидны. Когда Вы открываете таблицу, Delphi помещает Вас на первую запись; когда Вы вызываете метод First, Delphi также перемещает Вас в начало таблицы. Третий пункт, однако, требует небольшого пояснения: после того, как Вы вызывали метод Prior много раз, Вы могли добраться до начала таблицы, и следующий вызов Prior будет неудачным - после этого BOF и будет возвращать True.
Следующий код показывает самый общий пример использования Prior, когда Вы попадаете к началу a файла: while not Table.Bof do begin DoSomething; Table1.Prior; end;
В коде, показанном здесь, гипотетическая функция DoSomething будет вызвана сперва на текущей записи и затем на каждой следующей записи (от текущей и до начала таблицы). Цикл будет продолжаться до тех пор, пока вызов Table1.Prior не сможет больше переместить Вас на предыдущую запись в таблице. В этот момент BOF вернет True и программа выйдет из цикла. (Чтобы оптимизировать вышеприведенный код, установите DataSource1.Enabled в False перед началом цикла, и верните его в True после окончания цикла.)
Все сказанное относительно BOF также применимо и к EOF. Другими словами, код, приведенный ниже показывает простой способ пробежать по всем записям в a dataset: Table1.First; while not Table1.EOF do begin DoSomething; Table1.Next; end;
Классическая ошибка в случаях, подобных этому: Вы входите в цикл while или repeat, но забываете вызывать Table1.Next: Table1.First; repeat DoSomething; until Table1.EOF;
Если Вы случайно написали такой код, то ваша машина зависнет, и Вы сможете выйти из цикла только нажав Ctrl-Alt-Del и прервав текущий процесс. Также, этот код мог бы вызвать проблемы, если Вы открыли пустую таблицу. Так как здесь используется цикл repeat, DoSomething был бы вызван один раз, даже если бы нечего было обрабатывать. Поэтому, лучше использовать цикл while вместо repeat в ситуациях подобных этой.
EOF возвращает True в следующих трех случаях: После того, как Вы открыли пустой файл; После того, как Вы вызывали TDataSet.Last; После того, как вызов TDataSet.Next не выполняется.
Единственная навигационная процедура, которая еще не упоминалась - MoveBy, которая позволяет Вам переместиться на N записей вперед или назад в таблице. Если Вы хотите переместиться на две записи вперед, то напишите: MoveBy(2);
И если Вы хотите переместиться на две записи назад, то: MoveBy(-2);
При использовании этой функции Вы должны всегда помнить, что DataSet - это изменяющиеся объекты, и запись, которая была пятой по счету в предыдущий момент, теперь может быть четвертой или шестой или вообще может быть удалена...
Prior и Next - это простые функции, которые вызывают MoveBy.
Навигатор объектов
Показывает библиотеку доступных объектов и осуществляет навигацию по вашему приложению. Можно посмотреть иерархию объектов, прекомпилированные модули в библиотеке, список глобальных имен вашего кода.
Некоторые особенности Delphi
Локальный сервер InterBase - следует заметить, что этот инструмент предназначен только для автономной отладки приложений. В действительности он представляет из себя сокращенный вариант обработчика SQL-запросов InterBase, в который не включены некоторые возможности настоящего сервера InterBase. Отсутствие этих возможностей с лихвой компенсируется преимуществом автономной отладки программ.
Team Development Support - средство поддержки разработки проекта в группе. Позволяет существенно облегчить управление крупными проектами. Это сделано в виде возможности подключения такого продукта как Intersolve PVCS 5.1 непосредственно к среде Delphi.
Высокопроизводительный компилятор в машинный код - в отличие от большинства Паскаль-компиляторов, транслирующих в p-код, в Delphi программный текст компилируется непосредственно в машинный код, в результате чего Delphi- приложения исполняются в 10-20 раз быстрее (особенно приложения, использующие математические функции). Готовое приложение может быть изготовлено либо в виде исполняемого модуля, либо в виде динамической библиотеки, которую можно использовать в приложениях, написанных на других языках программирования.
Некоторые технические характеристики InterBase
Отличия Local InterBase от InterBase для других платформ, в частности, от InterBase для Windows NT:
Local InterBase не поддерживает: функции, определяемые пользователем (UDF). BLOB фильтры сигнализатор событий (event alerters) запись через журнал (Write Ahead Log (WAL)) "отключение" и "включение" базы данных (database shutdown or restart) ведение теневой базы данных (database shadowing)
Все остальные функции полностью поддерживаются, совпадает даже структура хранения базы на диске.
Максимальный размер базы данных
Реально ограничение на размер накладывается временем обработки запросов, временем резервного копирования, восстановления базы и т.д. Рекомендуется не более 10 GB.
Максимальное количество физических файлов, из которых может состоять база
В системных таблицах InterBase поле, описывающее из каких файлов состоит база данных, включая все shadow, имеет тип SHORT. Соответственно не более 65,536.
Максимальное количество таблиц в базе данных
65,536. Таблицы нумеруются с использованием типа данных SHORT.
Максимальное количество записей в таблице и полей в записи
В записи может быть не более 1000 полей. Количество записей в таблице не ограничено.
Максимальный размер записи и поля
Запись не может быть больше 64К байт (не считая размера BLOB). Поле не может быть больше 32К байт, размер поля типа BLOB не ограничен.
Максимальное количество индексов в таблице и базе
В базе может быть 64K индексов. В одной таблице - 64 индекса.
Максимальное количество уровней вложенности SQL запроса
16 уровней вложенности.
Максимальное количество полей в составном индексе
Составной индекс может включать в себя не более 16 полей.
Максимальный размер stored procedure или trigger
Stored procedure или trigger может иметь размер кода не более 48K байт.
Количество UDF, определенных в одной базе
Длина имени UDF не более 31 символа. Соответственно максимальное количество UDF в базе ограниченно количеством уникальных имен в пределах этой длины.
Немного о составе продукта
Документация. Руководство пользователя Руководство по написанию компонент Построение приложений, работающих с базами данных Руководство по генератору отчетов ReportSmith Руководство по SQL Links
В составе Delphi входит 5 интерактивных обучающих систем, документация в электронном виде и около 10 Мб справочной информации.
Объект Session
Объект Session, имеющий тип TSession создается автоматически в программе, работающей с базами данных (в этом случае Delphi подключает в программу модуль DB). Вам не нужно заботиться о создании и уничтожении данного объекта, но его методы и свойства могут быть полезны в некоторых случаях. В этом компоненте содержится информация обо всех базах данных, с которыми работает программа. Ее можно найти в свойстве DataBases. Со свойством KeepConnections данного объекта мы уже знакомы. Это свойство определяет, нужно ли сохранять соединение с базой, если в программе нет ни одной открытой таблицы из этой базы. NetDir - директория, в которой лежит общий сетевой файл PDOXUSRS.NET, необходимый BDE. PrivateDir - директория для хранения временных файлов.
С помощью методов объекта Session можно получить информацию о настройках BDE, например, список всех псевдонимов, драйверов баз данных или список всех таблиц в базе.
Еще одно важное назначение объекта Session - доступ с его помощью к таблицам Paradox, защищенным паролем. Прежде, чем открыть такую таблицу, требуется выполнить метод AddPassword : Session.AddPassword('my_pass');
Удалить пароль можно с помощью метода RemovePassword или RemoveAllPasswords.
Объект TOLEContainer
Объект TOLEContainer находится на странице System Палитры Компонент и нужен для создания приложений OLE-контейнеров. TOLEContainer скрывает все сложности, связанные с внутренней организацией OLE и предоставляет программисту достаточно простой интерфейс. Построим простейшее приложение с использованием OLE объекта. Создайте новый проект и поместите на форму TOLEContainer, в Инспекторе Объектов дважды щелкните мышкой на свойство ObjClass или ObjDoc - появится стандартный диалог Windows "Insert Object" (см. рис.1)
Рис.1: Стандартный диалог Windows для определения OLE объекта.
В этом диалоге есть список всех зарегистрированных в системе OLE-серверов (регистрация происходит при инсталляции программы). Тип OLE-объекта определяется как раз тем сервером, который Вы укажете. Если Вы создаете новый объект (Create New), то при нажатии кнопки OK запустится программа OLE-сервер, в которой и формируется новый объект. После выхода из программы-сервера новый OLE объект включается (embedded object) в программу. OLE объект можно создать используя уже имеющийся файл в формате одного из OLE-серверов. Для этого нужно выбрать пункт Create from File (см. рис.2)
Рис.2: Выбор OLE-объекта, хранящегося в файле.
Выбранный объект можно как включить в приложение, так и присоединить, отметив пункт Link.
Итак, давайте при создании нашего проекта создадим новый объект, выбрав для этого, например, Microsoft Word Document (рис.1). Нажмите OK и после того, как запустится MS Word, наберите там любой текст ("Это OLE-объект Microsoft Word document"). Для завершения работы в меню есть специальный пункт "File|Close and Return to Form1" (Win'95+MS Word 7.0). Запустите проект, он будет выглядеть примерно так:
Рис.3: Простое приложение с OLE-контейнером.
Щелкните дважды мышкой на OLE-контейнер - запустится MS Word с документом из OLE-объекта, который можно редактировать, при этом все изменения сохраняются в OLE-объекте.
!!! Если во время дизайна Вы выбираете объект для включения в OLE-контейнер, то он полностью записывается в файл формы (FORM1.DFM) и в дальнейшем прикомпилируется к EXE файлу. В случае очень больших объектов это может привести во время дизайна к длительным паузам и даже к возникновению ошибки "Out of resource". Поэтому рекомендуется большие объекты делать присоединенными (linked).
TOLEContainer позволяет отображать в программе объект в его непосредственном виде (с различной степенью увеличения или уменьшения - свойство Zoom) или в виде пиктограммы, определяемой в диалоге на рис.1 (Display as Icon).
Выбор OLE-объекта может происходить не только во время дизайна, но и во время выполнения программы (об этом чуть ниже). Результаты работы с этим объектом можно сохранить в виде файла и в следующий раз восстановить его оттуда, для этого TOLEContainer имеет два метода SaveToFile и LoadFromFile.
Объект TPaintBox
На странице System Палитры Компонент есть объект TPaintBox, который можно использовать для построения приложений типа графического редактора или, например, в качестве места построения графиков (если, конечно, у Вас нет для этого специальных компонент третьих фирм). Никаких ключевых свойств, кроме Canvas, TPaintBox не имеет, собственно, этот объект является просто канвой для рисования. Важно, что координаты указателя мыши, передаваемые в обработчики соответствующих событий (OnMouseMove и др.), являются относительными, т.е. это смещение мыши относительно левого верхнего угла объекта TPaintBox, а не относительно левого верхнего угла формы.
Объектно-ориентированная модель программных компонент
Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.
В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Для начала - неплохо. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему "с нуля", просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает число 250, хотя, возможно, я не обо всех знаю. Скептики, возможно, не поверят мне, когда я скажу, что на Delphi можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и, к примеру, игровые программы. Тем не менее, это так. Во многом это объясняется тем, что традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста.
Обновление (Refresh)
Как Вы уже знаете, любая таблица, которую Вы открываете всегда "подвержена изменению". Короче говоря, Вы должны расценить таблицу скорее как меняющуюся, чем как статическую сущность. Даже если Вы - единственное лицо, использующее данную TTable, и даже если Вы не работаете в сети, всегда существует возможность того, что программа с которой Вы работаете, может иметь два различных пути изменения данных в таблице. В результате, Вы должны всегда знать, необходимо ли Вам обновить вид таблицы на экране.
Функция Refresh связана с функцией Open, в том смысле что она считывает данные, или некоторую часть данных, связанных с данной таблицей. Например, когда Вы открываете таблицу, Delphi считывает данные непосредственно из файла БД. Аналогично, когда Вы Регенерируете таблицу, Delphi считывает данные напрямую из таблицы. Поэтому Вы можете использовать эту функцию, чтобы перепрочитать таблицу, если Вы думаете что она могла измениться. Быстрее и эффективнее, вызывать Refresh, чем вызывать Close и затем Open.
Имейте ввиду, однако, что обновление TTable может иногда привести к неожиданным результатам. Например, если a пользователь рассматривает запись, которая уже была удалена, то она исчезнет с экрана в тот момент, когда будет вызван Refresh. Аналогично, если некий другой пользователь редактировал данные, то вызов Refresh приведет к динамическому изменению данных. Конечно маловероятно, что один пользователь будет изменять или удалять запись в то время, как другой просматривает ее, но это возможно.
Обработка исключительных ситуаций
Серьезные приложения должны надежным образом обрабатывать исключительные ситуации, сохранять, если возможно, выполнение программы или, если это невозможно, аккуратно ее завершать. Написание кода, обрабатывающего исключительные ситуации, всегда было непростой задачей, и являлось источником дополнительных ошибок.
В Delphi это устроено в стиле С++. Исключения представлены в виде объектов, содержащих специфическую информацию о соответствующей ошибке (тип и место- нахождение ошибки). Разработчик может оставить обработку ошибки, существо-вавшую по умолчанию, или написать свой собственный обработчик.
Обработка исключений реализована в виде exception-handling blocks (также еще называется protected blocks), которые устанавливаются ключевыми словами try и end. Существуют два типа таких блоков: try...except и try...finally.
Общая конструкция выглядит примерно так: try { выполняемые операторы } except on exception1 do statement1; { реакция на ситуации } on exception2 do statement2; else { операторы по умолчанию } end;
Конструкция try....finally предназначена для того, чтобы разработчик мог быть полностью уверен в том, что, что бы ни случилось, перед обработкой исключительной ситуации всегда будет выполнен некоторый код (например, освобождение ресурсов). try { выполняемые операторы } finally { операторы, выполняемые безусловно } end;
Обработка сообщений Windows в Delphi
Конечно, нельзя придумать такую библиотеку объектов, которые бы полностью соответствовали потребностям программистов. Всегда возникнет необходимость дополнения или изменения свойств и поведения объектов. В этом случае, так же, как и при создании своих собственных компонент в Delphi, часто требуется обрабатывать сообщения Windows. Поскольку Object Pascal является развитием и продолжением Borland Pascal 7.0, то это выполняется сходным с BP способом.
Общий синтаксис для декларации обработчика сообщений Windows: procedure Handler_Name(var Msg : MessageType); message WM_XXXXX;
Handler_Name обозначает имя метода; Msg - имя передаваемого параметра; MessageType - какой либо тип записи, подходящий для данного сообщения; директива message указывает, что данный метод является обработчиком сообщения; WM_XXXXX - константа или выражение, которое определяет номер обрабатываемого сообщения Windows.
Рассмотрим обработку сообщений на примере. Например, при нажатии правой кнопки мыши на форме в программе появляется всплывающее меню (pop-up menu, если оно было привязано к этой форме). Программист может захотеть привязать к правой кнопке какое-нибудь другое событие. Это можно сделать так: type TForm1 = class(TForm) PopupMenu1: TPopupMenu; MenuItem1: TMenuItem; MenuItem2: TMenuItem; MenuItem3: TMenuItem; private { Private declarations } procedure WMRButtonDown(var Msg : TWMMouse); message WM_RBUTTONDOWN; public { Public declarations } end;
Подчеркнут код, добавленный в декларацию объекта TForm1 вручную. Далее, в секции implementation нужно написать обработчик: procedure TForm1.WMRButtonDown(var Msg : TWMMouse); begin MessageDlg('Right mouse button click.', mtInformation, [mbOK], 0); end;
В данном случае при нажатии правой кнопки мыши будет появляться диалог.
Вообще-то, у класса TForm уже есть унаследованный от дальнего предка обработчик данного события, который называется точно также и вызывает то самое pop-up меню. Если в новом обработчике сообщения нужно выполнить действия, которые производились в старом, то для этого применяется ключевое слово inherited. Если слегка модифицировать наш обработчик, то после диалога будет появляться pop-up меню: procedure TForm1.WMRButtonDown(var Msg : TWMMouse); begin MessageDlg('Right mouse button click.', mtInformation, [mbOK], 0); inherited; end;
Однако, есть еще способ обработки всех сообщений, которые получает приложение. Для этого используется свойство OnMessage объекта Application, который автоматически создается при запуске программы. Если определен обработчик события OnMessage, то он получает управление при любом событии, сообщение о котором направлено в программу. Следующий код будет приводить к появлению диалога при двойном щелчке мыши на любом объекте в приложении. procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin Application.OnMessage:=AOM; end; procedure TForm1.AOM(var Msg: TMsg; var Handled: Boolean); begin Handled:=False; if Msg.Message = WM_LBUTTONDBLCLK then begin MessageDlg('Double click.', mtInformation, [mbOK], 0); Handled:=True; end; end;
Конечно, в обработчике нельзя выполнять операции, требующие длительного времени, поскольку это приведет к замедлению выполнения всего приложения.
ОБЗОР
В данной статье дается обзор среды программирования Delphi. Обсуждаются главные части рабочей среды и охватываются такие важные вопросы как требования к системным ресурсам и основные части программы, созданной в Delphi. В конце статьи можно найти короткое обсуждение тьюторов.
Данная статья предполагает наличие знаний о: Использовании Windows Простейших программных конструкциях таких, как переменные, циклы и функции
Обзор
Из данной статьи Вы узнаете о том, какие возможности есть в Delphi для создания приложений, использующих графику; как использовать компоненты для отображения картинок; какие средства есть в Delphi для оформления программы. Кроме того, познакомитесь с важным свойством Canvas, которое предоставляет доступ к графическому образу объекта на экране.
Обзор
В данной статье рассказывается о возможных способах вывода информации на печать из программы, созданной в Delphi. Рассматривается вывод документа в текстовом режиме принтера, вывод графики с помощью объекта TPrinter и печать содержимого формы. О выводе на печать отчетов с помощью генератора отчетов ReportSmith рассказывается ниже.
Обзор
Каждый компонент, который Вы помещаете на форму, имеет свое отражение в окне Инспектора Объектов (Object Inspector). Как Вы помните, Object Inspector имеет две "странички" - "Properties" (Свойства) и "Events" (События). Создание программы в Delphi сводится к "нанесению" компонент на форму (которая, кстати, также является компонентом) и настройке взаимодействия между ними путем: изменения значения свойств этих компонент написания адекватных реакций на события.
Более подробно события мы рассмотрим на следующем уроке, а сейчас сосредоточимся на свойствах и, в меру необходимости, затронем создание откликов на события.
Как Вы уже успели, наверное, заметить, свойство является важным атрибутом компонента. Для пользователя (программиста) свойство выглядит как простое поле какой-либо структуры, содержащее некоторое значение. Однако, в отличие от "просто" поля, любое изменение значения некоторого свойства любого компонента сразу же приводит к изменению визуального представления этого компонента, поскольку свойство инкапсулирует в себе методы (действия), связанные с чтением и записью этого поля (которые, в свою очередь, включают в себя необходимую перерисовку). Свойства служат двум главным целям. Во-первых, они определяют внешний вид формы или компонента. А во-вторых, свойства определяют поведение формы или компонента.
Существует несколько типов свойств, в зависимости от их "природы", т.е. внутреннего устройства. Простые свойства - это те, значения которых являются числами или строками. Например, свойства Left и Top принимают целые значения, определяющие положение левого верхнего угла компонента или формы. Свойства Caption и Name представляют собой строки и определяют заголовок и имя компонента или формы. Перечислимые свойства - это те, которые могут принимать значения из предопределенного набора (списка). Простейший пример - это свойство типа Boolean, которое может принимать значения True или False. Вложенные свойства - это те, которые поддерживают вложенные значения (или объекты). Object Inspector изображает знак "+" слева от названия таких свойств. Имеется два вида таких свойств: множества и комбинированные значения. Object Inspector изображает множества в квадратных скобках. Если множество пусто, оно отображается как []. Установки для вложенных свойств вида "множество" обычно имеют значения типа Boolean. Наиболее распространенным примером такого свойства является свойство Style с вложенным множеством булевых значений. Комбинированные значения отображаются в Инспекторе Объектов как коллекция некоторых величин, каждый со своим типом данных (рис 1). Некоторые свойства, например, Font, для изменения своих значений имеют возможность вызвать диалоговое окно. Для этого достаточно щелкнуть маленькую кнопку с тремя точками в правой части строки Инспектора Объектов, показывающей данное свойство.
Рис. 1: Отображение комбинированных значений вложенных свойств
Delphi позволяет легко манипулировать свойствами компонент как в режиме проектирования (design time), так и в режиме выполнения программы (run time).
Рис. 2: Изменение размеров с помощью Дизайнера Форм
В режиме проектирования манипулирование свойствами осуществляется с помощью Дизайнера Форм (Forms Designer) или, как Вы уже видели, на страничке "Properties" Инспектора Объектов. Например, для того чтобы изменить свойства Height (высоту) и Width (ширину) кнопки, достаточно "зацепить" мышкой за любой ее угол и раздвинуть до нужного представления. Того же результата можно добиться, просто подставив новые значения свойств Height и Width в окне Object Inspector.
Рис. 3: Изменение размеров с помощью Инспектора Объектов
С другой стороны, в режиме выполнения пользователь (программист) имеет возможность не только манипулировать всеми свойствами, отображаемыми в Инспекторе Объектов, но и управлять более обширным их списком. В следующем разделе мы рассмотрим, как это делается.
Обзор
Чтобы полностью понять и почувствовать все преимущества Delphi, Вам нужно хорошо изучить язык Object Pascal. И хотя возможности визуальной части Delphi чрезвычайно богаты, хорошим программистом может стать только тот, кто хорошо разбирается в технике ручного написания кода.
По мере обсуждения темы данного раздела мы рассмотрим несколько простых примеров, которые, тем не менее, демонстрируют технику использования важных управляющих элементов Windows.
Обзор
С целью поддержки структурной обработки исключительных ситуаций (exception) в Delphi введены новые расширения языка Pascal. В данной статье будет дано описание того, что из себя представляет такая обработка, почему она полезна, будут приведены соответствующий синтаксис Object Pascal и примеры использования исключительных ситуаций в Delphi.
Обзор
Одна из ключевых целей среды визуального программирования - скрыть от пользователя сложность программирования в Windows. При этом, однако, хочется, чтобы такая среда не была упрощена слишком, не до такой степени, что программисты потеряют доступ к самой операционной системе.
Программирование, ориентированное на события - неотъемлемая черта Windows. Некоторые программные среды для быстрой разработки приложений (RAD) пытаются скрыть от пользователя эту черту совсем, как будто она настолько сложна, что большинство не могут ее понять. Истина заключается в том, что событийное программирование само по себе не так уж сложно. Однако, есть некоторые особенности воплощения данной концепции в Windows, которые в некоторых ситуациях могут вызвать затруднения.
Delphi предоставляет полный доступ к подструктуре событий, предоставляемой Windows. С другой стороны, Delphi упрощает программирование обработчиков таких событий.
В данном уроке приводится несколько примеров того, как обрабатывать события в Delphi, дается более детальное объяснение работы системы, ориентированной на события.
Обзор
В данной статье приводятся основные факты о DDEML и показывается, как можно использовать DDE в программе. Предмет данной статьи технически сложен, однако библиотека Delphi упрощает наиболее трудные аспекты программирования DDE .
В статье предполагается, что читатель может знать очень мало о предмете. Цель статьи - научить его использовать концепцию DDE при создании приложений в среде Delphi.
Обзор
Из статьи Вы узнаете основные сведения об OLE, некоторые вещи относительно OLE 2 и OLE Automation. В статье рассказывается об использовании объекта TOLEContainer для построения OLE приложения в Delphi.
Обзор
В этом уроке описываются основы работы с базами данных. Напомним, что под базой данных понимается не-ко-то-рая уни-фи-ци-ро-ван-ная со-во-куп-ность дан-ных, со-вме-ст-но ис-поль-зуе-мая пер-со-на-лом/на-се-ле-ни-ем груп-пы, предприятия, ре-гио-на, стра-ны, ми-ра... Задача базы данных состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном или нескольких местах, причем таким способом, который заведомо исключает ненужную избыточность. В хорошо спроектированной базе данных избыточность данных исключается, и вероятность сохранения противоречивых данных минимизируется. Таким образом, создание баз данных преследует две основные цели: понизить избыточность данных и повысить их надежность.
Во вводном уроке (номер 1) мы дали краткое, "на пальцах", толкование локальных и серверных баз данных и пояснили суть технологии клиент-сервер. На данном уроке мы рассмотрим процесс проектирования баз данных, общий для обеих технологий. И лишь детали его реализации будут различаться в разных архитектурах. Сразу оговоримся, что мы будем рассматривать только реляционные базы данных: во-первых, реляционные базы получили наибольшее распространение в мире; во-вторых, они наиболее "продвинуты" в научном плане; а в-третьих, ядро баз данных Borland Database Engine, на основе которого работают все последние продукты компании Borland, предназначено именно для работы с реляционными базами данных.
Жизненный цикл любого программного продукта, в том числе и системы управления базой данных, состоит (по-крупному) из стадий проектирования, реализации и эксплуатации.
Естественно, наиболее значительным фактором в жизненном цикле приложения, работающего с базой данных, является стадия проектирования. От того, насколько тщательно продумана структура базы, насколько четко определены связи между ее элементами, зависит производительность системы и ее информационная насыщенность, а значит - и время ее жизни.
Обзор
InterBase - это система управления реляционными базами данных, поставляемая корпорацией BORLAND для построения приложений с архитектурой клиент-сервер произвольного масштаба: от сетевой среды небольшой рабочей группы с сервером под управлением Novell NetWare или Windows NT на базе IBM PC до информационных систем крупного предприятия на базе серверов IBM, Hewlett-Packard, SUN и т.п.
В пакет Delphi версии входит однопользовательская версия InterBase для Windows - Local InterBase. Используя Local InterBase можно создавать и отлаживать приложения, работающие с данными по схеме клиент-сервер, без подключения к настоящему серверу. В дальнейшем потребуется только перенастроить используемый псевдоним базы данных и программа будет работать с реальной базой без перекомпиляции. Кроме того, Local InterBase можно использовать в приложениях для работы с данными вместо таблиц Paradox.
В данном уроке рассматриваются утилиты, поставляемые в пакете Delphi , которые служат для администрирования баз данных (как локальных, так и на сервере) и для доступа к этим данным посредством SQL запросов.
Обзор
На этом уроке мы познакомимся с ядром баз данных компании Борланд -Borland Database Engine (BDE), а также научимся создавать и редактировать алиасы - механизм, облегчающий связь с базами данных. Кроме того, мы изучим, как конфигурировать ODBC драйверы.
Обзор
На данном уроке мы изучим, как создавать таблицы базы данных с помощью утилиты Database Desktop, входящей в поставку Delphi. Хотя для создания таблиц можно использовать различные средства (SQL - компонент TQuery и WISQL, компонент TTable), применение этой утилиты позволяет создавать таблицы в интерактивном режиме и сразу же просмотреть их содержимое - и все это для большого числа форматов. Это особенно удобно для локальных баз данных, в частности Paradox и dBase.
Обзор
На данном уроке мы познакомимся еще с одной возможностью создания таблиц - через посылку SQL-запросов. Как Вы, наверное, могли заметить на предыдущем уроке, Database Desktop не обладает всеми возможностями по управлению SQL-серверными базами данных. Поэтому с помощью Database Desktop удобно создавать или локальные базы данных или только простейшие SQL-серверные базы данных, состоящие из небольшого числа таблиц, не очень сильно связанных друг с другом. Если же Вам необходимо создать базу данных, состоящую из большого числа таблиц, имеющих сложные взаимосвязи, можно воспользоваться языком SQL (вообще говоря, для этих целей лучше всего использовать специализированные CASE-средства, которые позволяют в интерактивном режиме сгенерировать всю структуру базы данных и сформировать все связи; описание двух наиболее удачных CASE-средств - System Architect и S-Designor - дано в дополнительных уроках). При этом можно воспользоваться компонентом Query в Delphi, каждый раз посылая по одному SQL-запросу, а можно записать всю последовательность SQL-предложений в один так называемый скрипт и послать его на выполнение, используя, например,
Windows Interactive SQL (WISQL.EXE) - интерактивное средство посылки SQL-запросов к InterBase (в том числе и локальному InterBase), входящее в поставку Delphi. Конечно, для этого нужно хорошо знать язык SQL, но, уверяю Вас, сложного в этом ничего нет! Конкретные реализации языка SQL незначительно отличаются в различных SQL-серверах, однако базовые предложения остаются одинаковыми для всех реализаций. Практика показывает, что если нет необходимости создавать таблицы во время выполнения программы, то лучше воспользоваться WISQL.Обзор
Статья содержит всесторонний обзор основных фактов которые Вы должны знать, прежде чем начать писать программы, работающие с Базами Данных (БД). Прочитав эту статью, Вы должны понять большинство механизмов доступа к данным, которые есть в Delphi.
Более подробно здесь рассказывается о TTable и TDataSource.
Имеются несколько основных компонент(объектов), которые Вы будете использовать постоянно для доступа к БД. Эти объекты могут быть разделены на три группы: невизуальные: TTable, TQuery, TDataSet, TField визуальные: TDBGridт невизуальные классы, ко, TDBEdit связующие: TDataSource
Первая группа включаеторые используются для управления таблицами и запросами. Эта группа сосредотачивается вокруг компонент типа TTable, TQuery, TDataSet и TField. В Палитре Компонент эти объекты расположены на странице Data Access.
Вторая важная группа классов - визуальные, которые показывают данные пользователю, и позволяют ему просматривать и модифицировать их. Эта группа классов включает компоненты типа TDBGrid, TDBEdit, TDBImage и TDBComboBox. В Палитре Компонент эти объекты расположены на странице Data Controls.
Имеется и третий тип, который используется для того, чтобы связать предыдущие два типа объектов. К третьему типу относится только невизуальный компонент TDataSource.
Обзор
В этой статье вы узнаете о Редакторе DataSet и о способах управления компонентом TDBGrid во время выполнения программы. Здесь же будут рассмотрены вычисляемые поля - весьма ценная особенность Редактора DataSet.
Примеры, которые вы увидите в этой статье, продемонстрируют основные способы, которыми пользуются большинство программистов для показа таблиц БД пользователям. Для понимания большей части материала требуется общее знание среды и языка Delphi.
Обзор
SQL (обычно произносимый как "СИКВЭЛ" или "ЭСКЮЭЛЬ") символизирует собой Структурированный Язык Запросов. Это - язык, который дает Вам возможность создавать и работать в реляционных базах данных, являющихся наборами связанной информации, сохраняемой в таблицах.
Информационное пространство становится более унифицированным. Это привело к необходимости создания стандартного языка, который мог бы использоваться в большом количестве различных видов компьютерных сред. Стандартный язык позволит пользователям, знающим один набор команд, использовать их для создания, нахождения, изменения и передачи информации - независимо от того, работают ли они на персональном компьютере, сетевой рабочей станции, или на универсальной ЭВМ.
В нашем все более и более взаимосвязанном компьютерном мире, пользователь снабженый таким языком, имеет огромное преимущество в использовании и обобщении информации из ряда источников с помощью большого количества способов.
Элегантность и независимость от специфики компьютерных технологий, а также его поддержка лидерами промышленности в области технологии реляционных баз данных, сделало SQL (и, вероятно, в течение обозримого будущего оставит его) основным стандартным языком. По этой причине, любой, кто хочет работать с базами данных 90-х годов, должен знать SQL.
Стандарт SQL определяется ANSI (Американским Национальным Институтом Стандартов) и в данное время также принимается ISO (Международной Организацией по Стандартизации). Однако, большинство коммерческих программ баз данных расширяют SQL без уведомления ANSI, добавляя различные особенности в этот язык, которые, как они считают, будут весьма полезны. Иногда они несколько нарушают стандарт языка, хотя хорошие идеи имеют тенденцию развиваться и вскоре становиться стандартами "рынка" сами по себе в силу полезности своих качеств.
На данном уроке мы будем, в основном, следовать стандарту ANSI, но одновременно иногда будет показывать и некоторые наиболее общие отклонения от его стандарта.
Точное описание особенностей языка приводится в документации на СУБД, которую Вы используете. SQL системы InterBase 4.0 соответствует стандарту ANSI-92 и частично стандарту ANSI-III.
Обзор
В данной статье рассказывается как : Добавлять и удалять формы и модули в проект Управлять окнами на рабочем пространстве Создавать выполняемый файл для Windows Тонко настроить среду программирования
ОБЗОР
В данной статье дается обзор стандартных и дополнительных компонент из Палитры Компонент Delphi (стр. Standard и Additional), страницы диалогов (Dialogs), системных компонент (стр. System), страницы объектов в формате Visual Basic (VBX). Компоненты, осуществляющие доступ к данным и отображение их на экране будут рассматриваться позднее.
Обзор
Все операции, выполняемые с данными на SQL сервере, происходят в контексте транзакций. Транзакция - это групповая операция, т.е. набор действий с базой данных; самым существенным для этих действий является правило либо все, либо ни чего. Если во время выполнения данного набора действий, на каком-то этапе невозможно произвести очередное действие, то нужно выполнить возврат базы данных к начальному состоянию (произвести откат транзакции). Таким образом (при правильном планировании транзакций), обеспечивается целостность базы данных. В данном уроке объясняется, как начинать, управлять и завершать транзакции с помощью SQL выражений. А так же рассматривается вопрос об использовании транзакций в приложениях, созданных в Delphi. Вся приведенная информация касается InterBase.
Обзор
На этом небольшом уроке мы завершим изучение возможностей создания таблиц. Как Вы помните, мы уже освоили два способа создания таблиц - с помощью утилиты Database Desktop, входящей в поставку Delphi (урок 11) и с помощью SQL-запросов (урок 12), которые можно использовать как в WISQL (Windows Interactive SQL - клиентская часть Local InterBase), так и в компоненте TQuery. Теперь мы рассмотрим, как можно создавать локальные таблицы в режиме выполнения с помощью компонента TTable.
Обзор
В данной статье рассказывается об управлении соединением с базой данных при помощи компоненты TDataBase и объекта TSession, который создается в программе автоматически. Описываются процедуры создания локального псевдонима базы данных и доступа к таблицам Paradox по паролю.
Обзор
Поскольку Delphi является открытой средой и позволяет не только использовать объекты из Библиотеки Визуальных Компонент (VCL) в своей программе, но и создавать новые объекты. Причем, ничего другого, кроме Delphi, для этого не требуется. Создание нового объекта в Delphi не является очень сложной задачей, хотя для этого и требуется знание Windows API, объектно-ориентированного программирования и иерархии классов в VCL.
Может возникнуть вопрос; если в Delphi уже есть своя библиотека, то зачем еще создавать какие-то объекты? Ответ прост: нельзя создать библиотеку на все случаи жизни и на все вкусы. Новые компоненты, во-первых, позволяют расширить область применения Delphi: например, с помощью библиотек объектов третьих фирм разрабатывать приложения для работы в Internet. Во-вторых, позволяют дополнить или настроить для себя имеющиеся в VCL объекты (например, переопределить значения свойств, устанавливаемые по умолчанию).
Обзор
Открытость Delphi проявляется наиболее ярко в том, что наряду с расширяемостью Библиотеки Визуальных Компонент можно изменять саму среду программирования. Delphi предоставляет соответствующее API с тем, чтобы программисты могли расширять функциональность среды разработки. С помощью этого API можно создать свои собственные Эксперты (Experts), свою Систему Контроля Версий (Version Control system), Редакторы Компонент (Component Editors) и Редакторы Свойств (Property Editors).
При написании новых объектов часто требуется создавать для них свои Редакторы Свойств и Редакторы Компонент. В данном уроке и рассказывается, как это сделать и приводятся примеры.
Краткое описание инструментов среды Delphi и модулей, в которых реализованы соответствующие API:
API Экспертов - Позволяет создать свои собственные эксперты; модули EXPINTF.PAS и VIRTINTF.PAS
API Контроля Версий - Дает возможность создать свою систему Контроля Версий или подключить систему третьей фирмы; модули VCSINTF.PAS и VIRTINTF.PAS
API Редакторов Компонент - Создание диалогов, связанных с объектом во время дизайна. Пример - Menu Designer для TMenu или Fields Editor для TTable; модуль DSGNINTF.PAS
API Редакторов Свойств - Создание редакторов для использования их при редактировании свойств в Инспекторе Объектов; модуль DSGNINTF.PAS
Модули можно найти в библиотеке визуальных компонент (в директории X:\DELPHI\SOURCE\VCL).
Необходимо отметить, что большинству людей никогда не придется использовать вышеперечисленные API. Однако, некоторым программистам они очень могут пригодиться, особенно разработчикам новых объектов.
Обзор других пунктов меню
Пункт меню "File" обсуждался ранее. Далее рассматриваются другие важные пункты - "Edit", "Search", "View" и "Compile", но менее подробно. Далее, снова подробно, рассказывается о "Options".
Пункт меню "Edit"
"Edit" содержит команды "Undo" и "Redo", которые могут быть очень полезны при работе в редакторе для устранения последствий при неправильных действиях, например, если случайно удален нужный фрагмент текста.
Отметьте для себя, что Справочник (on-line help) объясняет как нужно использовать пункт меню Options | Environment для настройки команды "Undo". Возможность ограничить возможное количество команд "Undo" может пригодиться, если Вы работаете на машине с ограниченными ресурсами.
Команды "Cut", "Copy", "Paste" и "Delete" - как во всех остальных приложениях Windows, но их можно применять не только к тексту, но и к визуальным компонентам.
"Bring To Front", "Send To Back", "Align" и "Size" обсуждались в Уроке № 2. Оставшиеся четыре пункта помогают быстро "приукрасить" внешний вид формы.
Пункт меню "Search"
В "Search" есть команда "Find Error" (поиск ошибки), которая поможет отследить ошибку периода выполнения программы. Когда в сообщении об ошибке указан ее адрес, Вы можете выбрать пункт меню Search | Find Error и ввести этот адрес. Если это представится возможным, то среда переместит Вас в то место программы, где произошла ошибка.
Пункт меню "View"
Составляющие пункта меню "View": Project Manager (Менеджер Проекта). Project Source - загружает главный файл проекта (DPR) в Редактор Установка, показывать или нет Object Inspector на экране. Установка, показывать или нет Alignment Palette. То же самое доступно из пункт меню Edit | Align. Browser - вызов средства для просмотра иерархии объектов программы, поиска идентификатора в исходных текстах и т.п. Watch, Breakpoint и Call Stack - связаны с процедурой отладки программы и будут обсуждаться позднее. Component List - список компонент, альтернатива Палитре Компонент. Используется для поиска компонента по имени или при отсутствии мыши. Window List - список окон, открытых в среде Delphi. Toggle Form/Unit, Units, Forms - переключение между формой и соответствующим модулем, выбор модуля или формы из списка. New Edit Window - открывает дополнительное окно Редактора. Полезно, если нужно, например, просмотреть две разных версии одного файла. SpeedBar и Component Palette - установки, нужно ли их отображать.
Пункт меню "Compile"
В пункте меню "Compile" проект можно скомпилировать (compile) или перестроить (build). Если выбрать Compile или Run, то Delphi перекомпилирует только те модули, которые изменились со времени последней компиляции. Build all, с другой стороны, перекомпилирует все модули, исходные тексты которых доступны. Команда Syntax Check только проверяет правильность кода программы, но не обновляет DCU файлы.
В самом низу - пункт Information, который выдает информацию о программе: размеры сегментов кода, данных и стека, размер локальной динамической памяти и количество скомпилированных строк.
Пункт меню "Run"
Можно использовать "Run" для компиляции и запуска программы и для указания параметров командной строки для передачи в программу. Здесь же имеются опции для режима отладки.
Ограничения на число выводимых строк
Число возвращаемых в результате запроса строк может быть ограничено путем использования предложения WHERE, содержащего условия отбора (предикат, рис.2). Условие отбора для отдельных строк может принимать значения true, false или unnown. При этом запрос возвращает в качестве результата только те строки (записи), для которых предикат имеет значение true.
Типы предикатов, используемых в предложении WHERE: сравнение с использованием реляционных операторов = равно <> не равно != не равно > больше < меньше >= больше или равно <= меньше или равно BETWEEN IN LIKE CONTAINING IS NULL EXIST ANY ALL Операции сравнения
Рассмотрим операции сравнения. Реляционные операторы могут использоваться с различными элементами. При этом важно соблюдать следующее правило: элементы должны иметь сравнимые типы. Если в базе данных определены домены, то сравниваемые элементы должны относиться к одному домену.
Что же может быть элементом сравнения? Элементом сравнения может выступать: значение поля литерал арифметическое выражение агрегирующая функция другая встроенная функция значение (значения), возвращаемые подзапросом.
При сравнении литералов конечные пробелы игнорируются. Так, предложение WHERE first_name = 'Петр ' будет иметь тот же результат, что и предложение WHERE first_name = 'Петр'. SELECT first_name, last_name, dept_no FROM employee WHERE job_code = "Admin" получить список сотрудников (и номера их отделов), занимающих должность администраторов
FIRST_NAME | LAST_NAME | DEPT_NO |
Terri | Leev | 000 |
Ann | Bennet | 120 |
Sue Anne | O'Brien | 670 |
Kelly | Brown | 600 |
получить список сотрудников (а также номера их отделов и страну), работающих вне США
FIRST_NAME | LAST_NAME | DEPT_NO | JOB_COUNTRY |
Ann | Bennet | 120 | England |
Roger | Reeves | 120 | England |
Willie | Stansbury | 120 | England |
Claudia | Sutherland | 140 | Canada |
Yuki | Ichida | 115 | Japan |
Takashi | Yamamoto | 115 | Japan |
Roberto | Ferrari | 125 | Italy |
Jacques | Glon | 123 | France |
Pierre | Osborne | 121 | Switzerland |
BETWEEN
Предикат BETWEEN задает диапазон значений, для которого выражение принимает значение true. Разрешено также использовать конструкцию NOT BETWEEN. SELECT first_name, last_name, salary FROM employee WHERE salary BETWEEN 20000 AND 30000
получить список сотрудников, годовая зарплата которых больше 20000 и меньше 30000
FIRST_NAME | LAST_NAME | SALARY |
Ann | Bennet | 22935.00 |
Kelly | Brown | 27000.00 |
Тот же запрос с использованием операторов сравнения будет выглядеть следующим образом: SELECT first_name, last_name, salary FROM employee WHERE salary >= 20000 AND salary <= 30000
получить список сотрудников, годовая зарплата которых больше 20000 и меньше 30000
FIRST_NAME | LAST_NAME | SALARY |
Ann | Bennet | 22935.00 |
Kelly | Brown | 27000.00 |
Запрос с предикатом BETWEEN может иметь следующий вид: SELECT first_name, last_name, salary FROM employee WHERE last_name BETWEEN "Nelson" AND "Osborne"
получить список сотрудников, фамилии которых начинаются с "Nelson" и заканчиваются "Osborne"
FIRST_NAME | LAST_NAME | SALARY |
Robert | Nelson | 105900.00 |
Carol | Nordstrom | 42742.50 |
Sue Anne | O'Brien | 31275.00 |
Pierre | Osborne | 110000.00 |
Значения, определяющие нижний и верхний диапазоны, могут не являться реальными величинами из базы данных. И это очень удобно - ведь мы не всегда можем указать точные значения диапазонов! SELECT first_name, last_name, salary FROM employee WHERE last_name BETWEEN "Nel" AND "Osb"
получить список сотрудников, фамилии которых находятся между "Nel" и "Osb"
FIRST_NAME | LAST_NAME | SALARY |
Robert | Nelson | 105900.00 |
Carol | Nordstrom | 42742.50 |
Sue Anne | O'Brien | 31275.00 |
В данном примере значений "Nel" и "Osb" в базе данных нет. Однако, все сотрудники, входящие в диапазон, в нижней части которого начало фамилий совпадает с "Nel" (т.е. выполняется условие "больше или равно"), а в верхней части фамилия не более "Osb" (т.е. выполняется условие "меньше или равно" - а именно "O", "Os", "Osb"), попадут в выборку. Отметим, что при выборке с использованием предиката BETWEEN поле, на которое накладывается диапазон, считается упорядоченным по возрастанию.
Предикат BETWEEN с отрицанием NOT (NOT BETWEEN) позволяет получить выборку записей, указанные поля которых имеют значения меньше нижней границы и больше верхней границы. SELECT first_name, last_name, hire_date FROM employee WHERE hire_date NOT BETWEEN "1-JAN-1989" AND "31-DEC-1993"
получить список самых "старых" и самых "молодых" (по времени поступления на работу) сотрудников
FIRST_NAME | LAST_NAME | HIRE_DATE |
Robert | Nelson | 28-DEC-1988 |
Bruce | Young | 28-DEC-1988 |
Pierre | Osborne | 3-JAN-1994 |
John | Montgomery | 30-MAR-1994 |
Mark | Guckenheimer | 2-MAY-1994 |
IN
Предикат IN проверяет, входит ли заданное значение, предшествующее ключевому слову "IN" (например, значение столбца или функция от него) в указанный в скобках список. Если заданное проверяемое значение равно какому-либо элементу в списке, то предикат принимает значение true. Разрешено также использовать конструкцию NOT IN. SELECT first_name, last_name, job_code FROM employee WHERE job_code IN ("VP", "Admin", "Finan")
получить список сотрудников, занимающих должности "вице-президент", "администратор", "финансовый директор"
FIRST_NAME | LAST_NAME | JOB_CODE |
Robert | Nelson | VP |
Terri | Lee | Admin |
Stewart | Hall | Finan |
Ann | Bennet | Admin |
Sue Anne | O'Brien | Admin |
Mary S. | MacDonald | VP |
Kelly | Brown | Admin |
А вот пример запроса, использующего предикат NOT IN: SELECT first_name, last_name, job_country FROM employee WHERE job_country NOT IN ("USA", "Japan", "England")
получить список сотрудников, работающих не в США, не в Японии и не в Великобритании
FIRST_NAME | LAST_NAME | JOB_COUNTRY |
Claudia | Sutherland | Canada |
Roberto | Ferrari | Italy |
Jacques | Glon | France |
Pierre | Osborne | Switzerland |
LIKE
Предикат LIKE используется только с символьными данными. Он проверяет, соответствует ли данное символьное значение строке с указанной маской. В качестве маски используются все разрешенные символы (с учетом верхнего и нижнего регистров), а также специальные символы: % - замещает любое количество символов (в том числе и 0), _ - замещает только один символ.
Разрешено также использовать конструкцию NOT LIKE. SELECT first_name, last_name FROM employee WHERE last_name LIKE "F%"
получить список сотрудников, фамилии которых начинаются с буквы "F"
FIRST_NAME | LAST_NAME |
Phil | Forest |
Pete | Fisher |
Roberto | Ferrari |
получить список сотрудников, имена которых заканчиваются буквами "er"
LAST_NAME |
De Souza |
Reeves |
Steadman |
А такой запрос позволяет решить проблему произношения (и написания) имени: SELECT first_name, last_name FROM employee WHERE first_name LIKE "Jacq_es"
найти сотрудника(ов), в имени которого неизвестно произношение буквы перед окончанием "es"
LAST_NAME |
Glon |
Что делать, если требуется найти строку, которая содержит указанные выше специальные символы ("%", "_") в качестве информационных символов? Есть выход! Для этого с помощью ключевого слова ESCAPE нужно определить так называемый escape-символ, который, будучи поставленным перед символом "%" или "_", укажет, что этот символ является информационным. Escape-символ не может быть символом "\" (обратная косая черта) и, вообще говоря, должен представлять собой символ, никогда не появляющийся в упоминаемом столбце как информационный символ. Часто для этих целей используются символы "@" и "~". SELECT first_name, last_name FROM employee WHERE first_name LIKE "%@_%" ESCAPE "@"
получить список сотрудников, в имени которых содержится "_" (знак подчеркивания)
CONTAINING
Предикат CONTAINING аналогичен предикату LIKE, за исключением того, что он не чувствителен к регистру букв. Разрешено также использовать конструкцию NOT CONTAINING. SELECT first_name, last_name FROM employee WHERE last_name CONTAINING "ne"
получить список сотрудников, фамилии которых содержат буквы "ne", "Ne", "NE", "nE"
FIRST_NAME | LAST_NAME |
Robert | Nelson |
Ann | Bennet |
Pierre | Osborne |
IS NULL
В SQL-запросах NULL означает, что значение столбца неизвестно. Поисковые условия, в которых значение столбца сравнивается с NULL, всегда принимают значение unknown (и, соответственно, приводят к ошибке), в противоположность true или false, т.е. WHERE dept_no = NULL или даже WHERE NULL = NULL.
Предикат IS NULL принимает значение true только тогда, когда выражение слева от ключевых слов "IS NULL" имеет значение null (пусто, не определено). Разрешено также использовать конструкцию IS NOT NULL, которая означает "не пусто", "имеет какое-либо значение". SELECT department, mngr_no FROM department WHERE mngr_no IS NULL
получить список отделов, в которых еще не назначены начальники
DEPARTMENT | MNGR_NO |
Marketing | <null> |
Software Products Div. | <null> |
Software Development | <null> |
Field Office: Singapore | <null> |
Предикаты EXIST, ANY, ALL, SOME, SINGULAR мы рассмотрим в разделе, рассказывающем о подзапросах.
Логические операторы
К логическим операторам относятся известные операторы AND, OR, NOT, позволяющие выполнять различные логические действия: логическое умножение (AND, "пересечение условий"), логическое сложение (OR, "объединение условий"), логическое отрицание (NOT, "отрицание условий"). В наших примерах мы уже применяли оператор AND. Использование этих операторов позволяет гибко "настроить" условия отбора записей.
Оператор AND означает, что общий предикат будет истинным только тогда, когда условия, связанные по "AND", будут истинны.
Оператор OR означает, что общий предикат будет истинным, когда хотя бы одно из условий, связанных по "OR", будет истинным.
Оператор NOT означает, что общий предикат будет истинным, когда условие, перед которым стоит этот оператор, будет ложным.
В одном предикате логические операторы выполняются в следующем порядке: сначала выполняется оператор NOT, затем - AND и только после этого - оператор OR. Для изменения порядка выполнения операторов разрешается использовать скобки. SELECT first_name, last_name, dept_no, job_code, salary FROM employee WHERE dept_no = 622 OR job_code = "Eng" AND salary <= 40000 ORDER BY last_name
получить список служащих, занятых в отделе 622 или на должности "инженер" с зарплатой не выше 40000
FIRST_NAME | LAST_NAME | DEPT_NO | JOB_CODE | SALARY |
Jennifer M. | Burbank | 622 | Eng | 53167.50 |
Phil | Forest | 622 | Mngr | 75060.00 |
T.J. | Green | 621 | Eng | 36000.00 |
Mark | Guckenheimer | 622 | Eng | 32000.00 |
John | Montgomery | 672 | Eng | 35000.00 |
Bill | Parker | 623 | Eng | 35000.00 |
Willie | Stansbury | 120 | Eng | 39224.06 |
получить список служащих, занятых в отделе 622 или на должности "инженер", зарплата которых не выше 40000
FIRST_NAME | LAST_NAME | DEPT_NO | JOB_CODE | SALARY |
T.J. | Green | 621 | Eng | 36000.00 |
Mark | Guckenheimer | 622 | Eng | 32000.00 |
John | Montgomery | 672 | Eng | 35000.00 |
Bill | Parker | 623 | Eng | 35000.00 |
Willie | Stansbury | 120 | Eng | 39224.06 |
Open или ExecSQL?
После того, как составлен SQL запрос, есть два различных способа выполнить его. Если Вы хотите получить курсор, то нужно вызывать Open. Если выражение SQL не подразумевает возвращение курсора, то нужно вызывать ExecSQL. Например, если происходит вставка, удаление или обновление данных (т.е. SQL запросы INSERT, DELETE, UPDATE), то нужно вызывать ExecSQL. Тоже самое можно сказать по-другому: Open вызывается при запросе типа SELECT, а ExecSQL - во всех остальных случаях.
Вот типичный SQL запрос, который используется для удаления записи из таблицы: delete from Country where Name = 'Argentina';
Этот запрос удалил бы любую запись из таблицы COUNTRY, которая имеет значение "Argentina" в поле Имя.
Не трудно заметить, что это тот случай, когда удобно использовать параметризованный запрос. Например, неплохо было бы менять имя страны, которую требуется удалить: delete from Country where Name = :CountryName
В этом случае переменная :CountryName может быть изменена во время выполнения: Query2.Prepare; Query2.Params[0] := 'Argentina'; Query2.ExecSQL;
Код сначала вызывает Prepare, чтобы сообщить Delphi что он должен разобрать SQL запрос и подготовить свойство Params. Следующим шагом присваивается значение свойству Params и затем выполняется подготовленный SQL запрос. Обратите внимание, что он выполняется через ExecSQL, а не Open.
Программа INSQUERY из примеров Delphi демонстрирует эту технику (проект C:\DELPHI\DEMOS\DB\INSQUERY.DPR)
Основные концепции реляционных баз данных
Прежде чем подробно рассматривать каждый из этих шагов, остановимся на основных концепциях реляционных баз данных. В реляционной теории одним из главных является понятие отношения. Математически отношение определяется следующим образом. Пусть даны n множеств D1,D2,...,Dn. Тогда R есть отношение над этими множествами, если R есть множество упорядоченных наборов вида< d1,d2,...,dn>, где d1 - элемент из D1, d2 - элемент из D2, ..., dn - элемент из Dn. При этом наборы вида <d1,d2,...,dn> называются кортежами, а множества D1,D2,...,Dn - доменами. Каждый кортеж состоит из элементов, выбираемых из своих доменов. Эти элементы называются атрибутами, а их значения - значениями атрибутов. рис. ошибка! текст указанного стиля в документе отсутствует.-a представляет нам графическое изображение отношения с разных точек зрения.
Рис. Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.-A: Термины реляционной теории и их соотношение с обработкой данных
Легко заметить, что отношение является отражением некоторой сущности реального мира (в данном случае - сущности "деталь") и с точки зрения обработки данных представляет собой таблицу. Поскольку в локальных базах данных каждая таблица размещается в отдельном файле, то с точки зрения размещения данных для локальных баз данных отношение можно отождествлять с файлом. Кортеж представляет собой строку в таблице, или, что то же самое, запись. Атрибут же является столбцом таблицы, или - полем в записи. Домен же представляется неким обобщенным типом, который может быть источником для типов полей в записи. Таким образом, следующие тройки терминов являются эквивалентными: отношение, таблица, файл (для локальных баз данных) кортеж, строка, запись атрибут, столбец, поле.
Реляционная база данных представляет собой совокупность отношений, содержащих всю необходимую информацию и объединенных различными связями.
Атрибут (или набор атрибутов), который может быть использован для однозначной идентификации конкретного кортежа (строки, записи), называется первичным ключом. Первичный ключ не должен иметь дополнительных атрибутов. Это значит, что если из первичного ключа исключить произвольный атрибут, оставшихся атрибутов будет недостаточно для однозначной идентификации отдельных кортежей. Для ускорения доступа по первичному ключу во всех системах управления базами данных (СУБД) имеется механизм, называемый индексированием. Грубо говоря, индекс представляет собой инвертированный древовидный список, указывающий на истинное местоположение записи для каждого первичного ключа. Естественно, в разных СУБД индексы реализованы по-разному (в локальных СУБД - как правило, в виде отдельных файлов), однако, принципы их организации одинаковы.
Возможно индексирование отношения с использованием атрибутов, отличных от первичного ключа. Данный тип индекса называется вторичным индексом и применяется в целях уменьшения времени доступа при нахождении данных в отношении, а также для сортировки. Таким образом, если само отношение не упорядочено каким-либо образом и в нем могут присутствовать строки, оставшиеся после удаления некоторых кортежей, то индекс (для локальных СУБД - индексный файл), напротив, отсортирован.
Для поддержания ссылочной целостности данных во многих СУБД имеется механизм так называемых внешних ключей. Смысл этого механизма состоит в том, что некоему атрибуту (или группе атрибутов) одного отношения назначается ссылка на первичный ключ другого отношения; тем самым закрепляются связи подчиненности между этими отношениями. При этом отношение, на первичный ключ которого ссылается внешний ключ другого отношения, называется master-отношением, или главным отношением; а отношение, от которого исходит ссылка, называется detail-отношением, или подчиненным отношением. После назначения такой ссылки СУБД имеет возможность автоматически отслеживать вопросы "ненарушения" связей между отношениями, а именно: если Вы попытаетесь вставить в подчиненную таблицу запись, для внешнего ключа которой не существует соответствия в главной таблице (например, там нет еще записи с таким первичным ключом), СУБД сгенерирует ошибку; если Вы попытаетесь удалить из главной таблицы запись, на первичный ключ которой имеется хотя бы одна ссылка из подчиненной таблицы, СУБД также сгенерирует ошибку. если Вы попытаетесь изменить первичный ключ записи главной таблицы, на которую имеется хотя бы одна ссылка из подчиненной таблицы, СУБД также сгенерирует ошибку.
Замечание. Существует два подхода к удалению и изменению записей из главной таблицы: Запретить удаление всех записей, а также изменение первичных ключей главной таблицы, на которые имеются ссылки подчиненной таблицы. Распространить всякие изменения в первичном ключе главной таблицы на подчиненную таблицу, а именно: если в главной таблице удалена запись, то в подчиненной таблице должны быть удалены все записи, ссылающиеся на удаляемую; если в главной таблице изменен первичный ключ записи, то в подчиненной таблице должны быть изменены все внешние ключи записей, ссылающихся на изменяемую.
Итак, после того как мы ознакомились с основными понятиями реляционной теории, можно перейти к детальному рассмотрению шагов проектирования базы данных, которые мы перечислили выше.
Основные понятия о TDataSource
Класс TDataSource используется в качестве проводника между TTable или TQuery и компонентами, визуализирующими данные, типа TDBGrid, TDBEdit и TDBComboBox (data-aware components). В большинстве случаев, все, что нужно сделать с DataSource - это указать в свойстве DataSet соответствующий TTable или TQuery. Затем, у data-aware компонента в свойстве DataSource указывается TDataSource, который используется в настоящее время.
TDataSource также имеет свойство Enabled, и оно может быть полезно всякий раз, когда Вы хотите временно отсоединить, например, DBGrid от таблицы или запроса. Эти требуется, например, если нужно программно пройти через все записи в таблице. Ведь, если таблица связана с визуальными компонентами (DBGrid, DBEdit и т.п.), то каждый раз, когда Вы вызываете метод TTable.Next, визуальные компоненты будут перерисовываться. Даже если само сканирование в таблице двух или трех тысяч записей не займет много времени, то может потребоваться значительно больше времени, чтобы столько же раз перерисовать визуальные компоненты. В случаях подобных этому, лучше всего установить поле DataSource.Eabled в False. Это позволит Вам просканировать записи без перерисовки визуальных компонент. Это единственная операция может увеличить скорость в некоторых случаях на несколько тысяч процентов.
Свойство TDataSource.AutoEdit указывает, переходит ли DataSet автоматически в режим редактирования при вводе текста в data-aware объекте.
Основные понятия о TQuery
Предыдущий Урок был, в основном, посвящен объекту TTable, который служит для доступа к данным. При использовании TTable, возможен доступ ко всему набору записей из одной таблицы. В отличие от TTable, TQuery позволяет произвольным образом (в рамках SQL) выбрать набор данных для работы с ним. Во многом, методика работы с объектом TQuery похожа на методику работы с TTable, однако есть свои особенности.
Вы может создать SQL запрос используя компонент TQuery следующим способом: Назначите Псевдоним (Alias) DatabaseName. Используйте свойство SQL чтобы ввести SQL запрос типа "Select * from Country". Установите свойство Active в True
Если обращение идет к локальным данным, то вместо псевдонима можно указать полный путь к каталогу, где находятся таблицы.
Две основных вещи, которые Вы должны понять прежде, чем перейти дальше: Этот урок не является учебником для начинающих по SQL, а, скорее, описанием объекта TQuery и основных задач, которые Вы можете решить с его помощью. Если Вы не знаете ничто об SQL, Вы все же сможете воспользоваться этой статьей, и, в конце концов, приобретете некоторое понимание основ SQL. Однако, для полного изучения языка, Вы должны обратиться к любой из большого количества книг и документов, доступных по этому предмету. Delphi использует pass through SQL, поэтому для разных SQL серверов синтаксис может быть несколько разным. Версия SQL для локальных таблиц (Local SQL) очень сильно урезан, по сравнению со стандартом. Чтобы узнать о его возможностях, Вы должны прочитать не только эту статью, но также файл LOCALSQL.HLP.
Вы увидите, что объект TQuery один из наиболее полезных и гибких компонентов, доступных в Delphi. С ним Вы сможете воспользоваться всей мощью, предоставляемой лидерами среди промышленных SQL серверов, вроде InrterBase, Oracle или Sybase.
Основы DDE
Аббревиатура DDEML обозначает Dynamic Data Exchange Management Library (библиотека управления динамическим обменом данными). DDEML это надстройка над сложной системой сообщений, называемой Dynamic Data Exchange (DDE). Библиотека, содержащая DDE била разработана для усиления возможностей первоначальной системы сообщений Windows.
DDE дает возможность перейти через рамки приложения и взаимодействовать с другими приложениями и системами Windows.
Dynamic Data Exchange получило свое имя потому, что позволяет двум приложениям обмениваться данными (текстовыми, через глобальную память) динамически во время выполнения. Связь между двумя программами можно установить таким образом, что изменения в одном приложении будут отражаться во втором. Например, если Вы меняете число в электронной таблице, то во втором приложении данные обновятся автоматически и отобразят изменения. Кроме того, с помощью DDE можно из своего приложения управлять другими приложениями такими, как Word for Windows, Report Smith, Excel и др.
Надеюсь, что данное краткое вступление поможет понять что предмет обсуждения представляет интерес. Далее рассказывается, как использовать компоненты Delphi для построения DDE приложений.
Основы OLE
Прежде, чем перейти к рассмотрению основ OLE, потребуется изучить терминологию.
Аббревиатура OLE обозначает Objects Linked and Embedded (Присоединенные И Встроенные Объекты - ПИВО J). Данные, разделяемые между приложениями называются OLE объектом. Приложение, которое может содержать OLE объекты, называют OLE контейнером (OLE Container). Приложение, данные из которого можно включить в OLE контейнер в виде OLE объекта, называют OLE сервером.
Например, MicroSoft Word может включать в документ графические объекты, аудио- и видеоклипы и множество других объектов (такой документ иногда называют составным документом - compound document).
Как следует из названия, OLE объекты можно либо присоединить к OLE контейнеру, либо включить в него. В первом случае данные будут храниться в файле на диске, любое приложение будет иметь доступ к этим данным и сможет вносить изменения. Во втором случае данные включаются в OLE контейнер и только он сможет просматривать и модифицировать эти данные.
OLE является дальнейшим развитием идеи разделяемых между приложениями данных. Если с помощью DDE можно было работать с текстом, то OLE позволяет легко встроить в приложение обработку любых типов данных. Как и в случае с DDE, для правильной работы приложения-клиента (OLE контейнера) требуется наличие приложения OLE сервера. Каждый раз, когда в программе-клиенте пользователь обращается к OLE объекту с целью просмотра или редактирования данных (обычно двойной щелчок мышкой на объекте), запускается приложение-сервер, в котором и происходит работа с данными.
В природе существует несколько видов OLE, отличающихся по способу активации OLE сервера. OLE версии 1 запускает сервер в отдельном окне. OLE 2 реализует то, что называется in-place activation and editing. В данном случае сервер запускается "внутри" приложения-клиента, модифицирует вид системного меню, линейки инструментов и др. Развитие идеи OLE привело к появлению OLE automation - приложение-клиент может выполнить часть кода сервера. Тип OLE объекта, помещенного в программу-клиент, определяется тем, какую версию OLE поддерживает сервер.
Открытая компонентная архитектура
Благодаря такой архитектуре приложения, изготовленные при помощи Delphi, работают надежно и устойчиво. Delphi поддерживает использование уже существующих объектов, включая DLL, написанные на С и С++, OLE сервера, VBX, объекты, созданные при помощи Delphi. Из готовых компонент работающие приложения собираются очень быстро. Кроме того, поскольку Delphi имеет полностью объектную ориентацию, разработчики могут создавать свои повторно используемые объекты для того, чтобы уменьшить затараты на разработку.
Delphi предлагает разработчикам - как в составе команды, так и индивидуальным - открытую архитектуру, позволяющую добавлять компоненты, где бы они ни были изготовлены, и оперировать этими вновь введенными компонентами в визуальном построителе. Разработчики могут добавлять CASE-инструменты, кодовые генераторы, а также авторские help'ы, доступные через меню Delphi.
Two-way tools - однозначное соответствие между визуальным проектированием и классическим написанием текста программы Это означает, что разработчик всегда может видеть код, соответствующий тому, что он построил при помощи визуальных инструментов и наоборот.
Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder) дает возможность быстро создавать клиент-серверные приложения визуально, просто выбирая компоненты из соответствующей палитры.
Открытие и закрытие DataSet
В этой главе Вы узнаете некоторые факты об открытии и закрытии DataSet.
Если Вы используете TTable для доступа к таблице, то при открытии данной таблицы заполняются некоторые свойства TTable (количество записей RecordCount, описание структуры таблицы и т.д.).
Прежде всего, Вы должны поместить во время дизайна на форму объект TTable и указать, с какой таблицей хотите работать. Для этого нужно заполнить в Инспекторе объектов свойства DatabaseName и TableName. В DatabaseName можно либо указать директорию, в которой лежат таблицы в формате dBase или Paradox (например, C:\DELPHI\DEMOS\DATA), либо выбрать из списка псевдоним базы данных (DBDEMOS). Псевдоним базы данных (Alias) определяется в утилите Database Engine Configuration. Теперь, если свойство Active установить в True, то при запуске приложения таблица будет открываться автоматически.
Имеются два различных способа открыть таблицу во время выполнения программы. Вы можете написать следующую строку кода: Table1.Open;
Или, если Вы предпочитаете, то можете установить свойство Active равное True: Table1.Active := True;
Нет никакого различия между результатом производимым этими двумя операциями. Метод Open, однако, сам заканчивается установкой свойства Active в True, так что может быть даже чуть более эффективно использовать свойство Active напрямую.
Также, как имеются два способа открыть a таблицу, так и есть два способа закрыть ее. Самый простой способ просто вызывать Close: Table1.Close;
Или, если Вы желаете, Вы можете написать: Table1.Active := False;
Еще раз повторим, что нет никакой существенной разницы между двумя этими способами. Вы должны только помнить, что Open и Close это методы (процедуры), а Active - свойство.
Отслеживание состояния DataSet
В предыдущей части Вы узнали, как использовать TDataSource, чтобы узнать текущее состоянии TDataSet. Использование DataSource - это простой путь выполнения данной задачи. Однако, если Вы хотите отслеживать эти события без использования DataSource, то можете написать свои обработчики событий TTable и TQuery: property OnOpen property OnClose property BeforeInsert property AfterInsert property BeforeEdit property AfterEdit property BeforePost property AfterPost property OnCancel property OnDelete property OnNewRecord
Большинство этих свойств очевидны. Событие BeforePost функционально подобно событию TDataSource.OnUpdateData, которое объяснено выше. Другими словами, программа STATE работала бы точно также, если бы Вы отвечали не на DataSource1.OnUpdateData а на Table1.BeforePost. Конечно, в первом случае Вы должен иметь TDataSource на форме, в то время, как во втором этого не требуется.
Печать в текстовом режиме
Если Вам нужно напечатать на принтере документ в текстовом режиме, то это делается следующим образом. С принтером Вы работаете, как с обычным текстовым файлом, за исключением того, что вместо процедуры AssignFile нужно вызывать процедуру AssignPrn. В примере на принтер выводится одна строка текста: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var To_Prn : TextFile; begin AssignPrn(To_Prn); Rewrite(To_Prn); Writeln(To_Prn, 'Printer in Text Mode'); CloseFile(To_Prn); end;
Здесь необходимо, видимо, пояснить, что по сравнению с BP 7.0 в Delphi изменены названия некоторых функций и переменных в модуле System : AssignFile вместо Assign CloseFile вместо Close TextFile вместо Text