Требования к программе
В результате анализа различных тестов были сформулированы следующие требования к программе:
программа должна обеспечить работу с тестом произвольной длины, т. е. не должно быть ограничения на количество вопросов в тесте;
вопрос может сопровождаться иллюстрацией;
для каждого вопроса может быть до четырех возможных вариантов ответа со своей оценкой в баллах;
результат тестирования должен быть отнесен к одному из четырех уровней, например, "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "плохо";
вопросы теста должны находиться
в текстовом файле;
программа должна быть инвариантна к различным тестам, т. е. изменения в тесте не должны вызывать требование изменения программы;
в программе должна быть заблокирована возможность возврата к предыдущему вопросу. Если вопрос предложен, то на него должен быть дан ответ.
На рис. 15.1 приведен пример диалогового окна программы тестирования во время ее работы.
Рис. 15.1. Диалоговое окно программы тестирования
Файл теста
Тест представляет собой последовательность вопросов, на которые испытуемый должен ответить путем выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
Файл теста состоит из трех разделов: раздел заголовка; раздел оценок; раздел вопросов.
Заголовок содержит общую информацию о тесте, например, о его назначении. Заголовок может состоять из нескольких строк. Признаком конца заголовка является точка, стоящая в начале строки.
Вот пример заголовка файла теста:
Сейчас Вам будут предложены вопросы о знаменитых памятниках и архитектурных сооружениях Санкт-Петербурга.
Вы должны из предложенных нескольких вариантов ответа выбрать правильный.
За заголовком следует раздел оценок, в котором приводятся названия оценочных уровней и количество баллов, необходимое для достижения этих уровней. Название уровня должно располагаться в одной строке. Вот пример раздела оценок:
Отлично
100
Хорошо
85
Удовлетворительно
60
Плохо
50
За разделом оценок следует раздел вопросов теста.
Каждый вопрос начинается текстом вопроса, за которым может следовать имя файла иллюстрации, размещаемое на отдельной строке и начинающееся символом \. Имя файла иллюстрации является признаком конца текста вопроса. Если к вопросу нет иллюстрации, то вместо имени файла ставится точка.
После вопроса следуют альтернативные ответы. Текст альтернативного ответа может занимать несколько строк. В строке, следующей за текстом ответа, располагается оценка (количество баллов) за выбор этого ответа. Если альтернативный ответ не является последним для текущего ответа, то перед оценкой ставится запятая, если последний — то точка.
Вот пример вопроса:
Какую формулу следует записать в ячейку В5, чтобы вычислить сумму выплаты?
\tab1.bmp
=сумма(В2-В4)
,0
=сумма(В2:В4)
,2
=В2+ВЗ+В4
.1
В приведенном вопросе второй и третий ответы помечены как правильные (оценка за их выбор не равна нулю). При этом видно, что выбор второго альтернативного ответа дает более весомый вклад в общую сумму баллов.
Ниже, в качестве примера, приведен текст файла вопросов для контроля знания истории памятников и архитектурных сооружений Санкт-Петербурга.
Сейчас Вам будут предложены вопросы о знаменитых памятниках и архитектурных сооружениях Санкт-Петербурга. Вы должны из предложенных нескольких вариантов ответа выбрать правильный.
Вы прекрасно знаете историю Санкт-Петербурга! 8
Вы много знаете о Санкт-Петербурге, но на некоторые вопросы ответили неверно . 7
Вы недостаточно хорошо знаете историю Санкт-Петербурга. 6
Вы, наверное, только начали знакомиться с историей Санкт-Петербурга? 5
Архитектор Исаакиевского собора:
\isaak.bmp
Доменико Трезини
,0
Огюст Монферран
,1
Карл Росси
.0
Александровская колонна воздвигнута как памятник, посвященный:
\aleks.bmp
деяниям императора Александра 1
,0
подвигу народа в Отечественной войне 1812 года
.1
Архитектор Зимнего дворца:
\herm.bmp
Бартоломео Растрелли
,1
Огюст Монферран
,0
Карл Росси
.0
Памятник русской военной славы собор Божией Матери Казанской (Казанский собор) построен по проекту русского зодчего:
A. Н. Воронихина
,1
И. Е. Старова
,0
B. И. Баженова .0
Остров, на котором находится Ботанический сад, основанный императором
Петром I, называется:
\bot.bmp
Заячий
,0
Медицинский
,0
Аптекарский
.1
Невский проспект получил свое название:
по имени реки, на берегах которой расположен Санкт-Петербург
, 0
по имени близко расположенной Александро-Невской лавры
,1
в память о знаменитом полководце Александре Невском
.0
Создатель скульптурных групп Аничкова моста. "Укрощение коня человеком":
\klodt.bmp
П. Клодт
,1
Э. Фальконе
.0
Скульптор знаменитого монумента "Медный всадник":
Э. Фальконе
,1
П. Клодт
.0
Файл теста может быть подготовлен в текстовом редакторе Notepad или Microsoft Word. В случае использования Microsoft Word при сохранении текста следует указать, что надо сохранить только текст. Для этого в диалоговом окне Сохранить в списке Тип файла следует выбрать вариант Только текст (*.txt).
Форма приложения
На рис. 15.2 приведен вид стартовой формы Forml во время разработки программы. Эта форма будет использоваться как для вывода вопросов теста и ввода ответов пользователя, так и для вывода начальной информации о тесте и результатов тестирования.
Поле метки Label3 предназначено для вывода текста вопроса, начальной информации о тесте и результатов тестирования.
Поля Label 1, Label2, Label3 и Label 4 предназначены для вывода текста альтернативных ответов, а переключатели RadioButtoni, RadioButton2, RadioButton3 и RadioButton4 — для выбора ответа.
Командная кнопка Buttonl предназначена для подтверждения выбора альтернативного ответа и перехода к следующему вопросу теста.
Следует обратить внимание на недоступный (невидимый) во время работы переключатель RadioButton5. Перед выводом очередного вопроса он программно устанавливается в выбранное положение, что обеспечивает сброс (установку в невыбранное состояние) переключателей выбора ответа (RadioButton1i, RadioButton2, RadioButton3 И RadioButton4).
Рис. 15.2. Форма
приложения Test Значения свойств стартовой формы приведены в табл. 15.1.
Таблица 15.1.
Значения свойств стартовой формы
Свойство |
Значение Пояснение |
||
Caption |
|
||
Height |
362 |
||
Width |
562 |
||
Color |
clWhite |
||
Font . Name |
Arial Cyr |
||
Borderlcons . biSystemMenu |
True Есть кнопка системного
меню |
||
Borderlcons . biMinimize" |
False Нет кнопки Свернуть
окно |
||
Borderlcons . biMaximize |
False Нет кнопки Развернуть
окно |
||
BorderStyle |
bsSingle Тонкая граница
окна, нельзя изменить размер окна |
||
ствие значения этих свойств на вид окна проявляется только во время работы программы. Значение свойства Borderstyle также проявляет себя только во время работы программы.
В табл. 15.2—15.5 приведены значения свойств компонентов формы.
Таблица 15.2.
Значения свойств компонентов Label1 -Label5
Свойство |
Компонент |
||||||
|
Label1 |
Label2 |
Label3 |
Label 4 |
Label5 |
||
Left |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
||
Тор |
64 |
96 |
128 |
160 |
8 |
||
AutoSize |
True |
True |
True |
True |
True |
||
Wordwrap |
True |
True |
True |
True |
True |
||
Таблица 15.3. Значения
свойств компонентов RadioButton1 —RadioButton5
Свойство |
Компонент |
||||||
|
Radio- Button1 |
Radio- Button2 |
Radio- Button3 |
Radio- Button4 |
Radio- Button5 |
||
Caption |
— |
- |
— |
— |
— |
||
Left |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
||
Top |
64 |
96 |
128 |
160 |
174 |
||
Visible |
True |
True |
True |
True |
False |
||
Таблица 15.4.
Значения свойств кнопки Button1
Свойство |
Значение |
||
Name |
Buttonl |
||
Caption |
Ok |
||
Left |
13 |
||
Top |
273 |
||
Height |
28 |
||
Width |
82 |
||
Таблица 15.5.
Значения свойств панели Panel1
Свойство
|
Значение |
||
Name |
Panell |
||
Caption |
|
||
Height |
46 |
||
Align |
alBottom |
||
Вывод иллюстрации
Для вывода иллюстрации в форму добавлен компонент image, значок которого (рис. 15.3) находится на вкладке Additional палитры компонентов. В табл. 15.7 приведены свойства компонента image.
Рис.15.3. Значок
компонента Image
Таблица 15.6.
Свойства компонента image
Свойство |
Определяет |
||
Name |
Имя компонента |
||
Picture |
Свойство, являющееся объектом
типа Tbitmap. Определяет выводимую картинку |
||
Left |
Расстояние от левого края
формы до левой границы области картинки |
||
Top |
Расстояние от верхней
границы формы до верхней границы области картинки |
||
Height |
Высоту картинки |
||
Width |
Ширину картинки |
||
Stretch | Признак автоматического сжатия или растяжения картинки таким образом, чтобы она была видна полностью в области, размер которой задан свойствами width и Height | ||
AutoSize |
Признак автоматического
изменения размера компонента в соответствии с реальным размером картинки. Если значение свойства AutoSize равно True, то при изменении значения свойства picture автоматически меняется размер области вывода иллюстрации так, чтобы была видна вся картинка. Если значение свойства
AutoSize равно False, а размер картинки превышает размер области,
то отображается только часть картинки |
||
Например, для разрабатываемого приложения инструкция вывода иллюстрации, находящейся в файле Isaak.bmp (изображение Исаакиевского собора), может быть такой:
Image1.Picture.LoadFromFile('isaak.bmp');
Очевидно, что размер области формы, которая может использоваться для вывода иллюстрации, зависит от длины (количества слов) вопроса, длины и количества альтернативных ответов. Чем длиннее вопрос и ответы, тем больше места в поле формы они занимают, и тем меньше места остается для иллюстрации.
При проектировании формы можно задать жесткие ограничения на размер областей, предназначенных для вопроса и альтернативных ответов, и жестко задать предельный размер иллюстрации. Однако можно поступить иначе. После прочтения из файла очередного вопроса вычислить, сколько места займут тексты вопроса и ответов и сколько места можно выделить для вывода иллюстрации (рис. 15.4).
Рис. 15.4. Вычисление
размера области вывода иллюстрации
Реальные размеры иллюстрации, загруженной в область image 1, можно получить из свойств Image1.Picture.Bitmap.Width И Image1.Picture.Bitmap.Height.
Загрузка файла теста
Передать имя файла теста программе тестирования можно через параметр командной строки путем настройки свойств значка, изображающего программу тестирования на рабочем столе или в папке.
Например, для настройки программы тестирования, значок запуска которой находится на рабочем столе, на работу с файлом теста Peterb.txt необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на значке программы, из появившегося контекстного меню выбрать команду Свойства и в поле Объект, после имени файла программы (Testl.exe), ввести имя файла теста (Peterb.txt), заключив его в двойные кавычки (рис. 15.5).
Рис. 15.5. Настройка
программы тестирования
Программа может получить параметр, указанный в командной строке запуска программы, как значение функции ParamStr^), где л — номер параметра. Количество параметров командной строки находится в глобальной переменной ParamCount. Для приведенного выше примера командной строки запуска программы тестирования значение переменной ParamCount равно 1, а функции ParamStr (1) — peterb.txt.Текст, находящийся в поле Объект вкладки Ярлык диалогового окна Свойства, называется командной строкой.
Ниже приведен фрагмент программы, обеспечивающий прием параметра из командной строки:
if ParamCount = 0 then begin
ShowMessage('Ошибка! Не задан файл вопросов теста.'); goto bye; // аварийное завершение программы end;
FileName := ParamStr(1); // имя файла — параметр командной строки
При запуске программы, использующей параметры командной строки, из среды разработки параметры нужно ввести в поле Parameters диалогового окна Run Parameters (рис. 15.6), которое открывается в результате выбора из меню Run команды Parameters.
Рис.15.6. Диалоговое окно Run Parameters
Текст программы
После создания формы в окно редактора кода, в секцию implementation следует поместить описание глобальных констант (раздел const) и переменных (раздел var). Затем можно приступить к созданию процедур обработки событий.
Их в программе три: обработка события onActivate для стартовой формы, обработка события Onclick для командной кнопки Buttoni и процедура обработки события onclick — одна, общая для переключателей выбора ответа.
В листинге 15.1 приведен полный текст программы.
Листинг 15.1.
Программа тестирования
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm) // вопрос Label3: TLabel; // альтернативные ответы Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; Label4: TLabel;
// переключатели выбора ответа RadioButton1: TRadioButton; RadioButton2: TRadioButton; RadioButton3: TRadioButton; RadioButton4: TRadioButton;
Image1: TImage; // область вывода иллюстрации Button1: TButton; // кнопка Ok, Дальше
RadioButtonS: TRadioButton; // "служебная" кнопка
Panel1: ТPanel;
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure ButtonlClick(Sender: TObject};
procedure RadioButtonClick(Sender: TObject); private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
var
Form1: TForm1; // форма
implementation
const
N_LEV=4; // четыре уровня оценки N_ANS=4; // четыре варианта ответов
var
f:TextFile;
fn:string; // имя файла вопросов
1evel:array[1..N_LEV] of integer; // сумма, соответствующая уровню mes:array[1.,N_LEV] of string; // сообщение, соответствующее уровню
score:array[1..N_ANS] of integer; // балл за выбор ответа
summa:integer; // набрано очков
vopros:integer; // номер текущего вопроса
n_otv:integer; // число вариантов ответа
otv:integer; // номер выбранного ответа
// вывод начальной информации о тесте procedure info(var f:TextFile;l:TLabel); var
s,buf:string; begin
buf:='';
repeat
readln(f,s); if s[l] <> '.'
then buf := buf + s+ ' '; until s[l] ='.'; l.caption:=buf; end;
// прочитать информацию об оценках за тест
Procedure GetLevel(var f:TextFile);
var
i:integer; buf:string;
begin // заполняем значения глобальных массивов i:=l; repeat
readln(f,buf); if buf[1] <> '.' then begin mes[i]:=buf; readln(f,level[i]); i:=i+1; end;
until buf[1]='.'; end;
// масштабирование иллюстрации
Procedure ScaleImage(Imagel:TImage);
var
w,h:integer; // максимально допустимые размеры картинки scaleX:real; // коэф. масштабирования по X scaleY:real; // коэф. масштабирования по Y scale:real; // общий коэф. масштабирования
begin
// вычислить максимально допустимые размеры картинки w:=Form1.ClientWidth-10; h:=Form1.ClientHeight
- Form1.Panel1.Height -5
- Form1.Label5.Top
- Form1.Label5.Height - 5; if Form1.Label1.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label1.Height-5; if Form1.Label2.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label2.Height-5; if Forml.Label3.Caption <> ''
then h:=h-Form1.Label3.Height-5; if Forml.Label4.Caption <> "
then h:=h-Form1.Label4.Height-5; // определить масштаб if w>Imagel.Picture.Bitmap.Width then scaleX:=l
else scaleX:=w/Imagel.Picture.Bitmap.Width; if h>Imagel.Picture.Bitmap.Height then scaleY:=l
else scaleY:=h/Image1.Picture.Bitmap.Height; if ScaleY<ScaleX
then scale:=scaleY else scale:=scaleX; // здесь масштаб определен
Image1.Top:=Form1.Label5.Top+Form1.Labels.Height+5; Image1.Width:=Round(Image1.Picture.Bitmap.Width* scale); Image1.Height:=Round(Image1.Picture.Bitmap.Height*scale); end;
// вывод вопроса на экран
Procedure VoprosToScr(var f:TextFile;frm:TForm1;var vopros:integer) var
i:integer; code:integer; s,buf:string;
ifn:string; // файл иллюстрации begin
vopros:=vopros+l ;
str(vopros:3,s) ;
frm. caption: = 'Вопрос' + s;
//выведем текст вопроса
buf:='';
repeat
readln(f, s) ;
if (s[l] <> '.') and (s[l] <>'\')
then buf:=buf+s+' '; until (s[l] ='.') or (s[l] = '\'); frm. labels.caption:=buf;
if s[1] <> '\'
then Form1.Image1.Tag:=0 else // к вопросу есть иллюстрация begin
Form1.Image1.Tag:=1;
if n:=copy(s,2,length(s));
try
Form1.Image1.Picture.LoadFromFile(ifn) except
on E:EFOpenError do
frm.tag:=0; end; // try end;
// читаем варианты ответов
i:=l;
repeat
buf: = ";
repeat // читаем текст варианта ответа readln(f,s); if (s[1]<>'. ') and (s[l] о ', ')
then buf:=buf+s+' '; until (s[l]=',')or(s[1]='.'); // прочитан альтернативный ответ val(s[2],score[i],code); case i of
1: frm.Label1.caption:=buf; 2: frm.Label2.caption:=buf; 3: frm.Label3.caption:=buf; 4: frm.Label4.caption:=buf; end;
until s[l]='.';
// здесь прочитана иллюстрация и альтернативные ответы // текст вопроса уже выведен
if Forml.Image1.Tag =1 // есть иллюстрация к вопросу then begin
Scalelmage(Form1.Image1); Form1.Image1.Visible:=TRUE; end;
// вывод альтернативных ответов if Form1.Label1.Caption <> " then begin
if Forml.Image1.Tag =1
then frm.Label1.top:=frm.Imagel.Top+frm.Image1.Height+5 else frm.Label1.top:=frm.Label5.Top+frm.Labels.Height+5; frm.RadioButton1.top:=frm.Label1.top; frm.Labell.visible:=TRUE; frm.RadioButton1.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label2.Caption <> " then begin
frm.Label2.top:=frm.Label1.top+ frm.Label1.height+5; frm.RadioButton2.top:=frm.Label2.top; frm.Label2.visible:=TRUE; frm.RadioButton2.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label3.Caption <> '' then begin
frm.Label3.top:=frm.Label2.top+ frm.Label2.height+5; frm.RadioButtonS.top:=frm.Label3.top; frm.Label3.visible:=TRUE; frm.RadioButtonS.visible:=TRUE; end;
if Forml.Label4.Caption <> '' then begin
frm.Label4.top:=frm.Label3.top+ frm.Label3.height+5; frm.RadioButton4. top:=frm.Label4.top;
frm.Label4.visible:=TRUE; fm.Rad±o8utton4.vis:tble:=TRUE] end; end;
Procedure ResetForm(frm:TForml); begin
// сделать невидимыми все метки и переключатели
frm.Label1.Visible:=FALSE;
f rm.Label1.caption: ='';
frm.Label1.width:=frm.ClientWidth-frm.Label1.left-5;
frm.RadioButtonl.Visible:=FALSE;
frm.Label2.Visible:=FALSE;
frm.Label2.caption:='';
frm.Label2.width:=frm.ClientWidth-frm.Label2.left-5;
frm.RadioButton2.Visible:=FALSE;
frm.Label3.Visible:=FALSE;
frm.Label3.caption:='';
frm.Label3.width:=frm.ClientWidth-frm.Label3.left-5;
frm.RadioButton3.Visible:=FALSE;
frm.Label4.Visible:=FALSE;
frm.Label4.caption:='';
frm.Label4.width:=frm.ClientWidth-frm.Label4.left-5;
f rm.RadioButton4.Visible:=FALSE;
frm.Label5.width:=frm.ClientWidth-frm.Labels.left-5;
frm. Image1.Visible:=FALSE; end;
// определение достигнутого уровня procedure Itog(summa:integer;frmrTForml); var
i:integer; buf:string; begin
buf: = ";
str(summa:5,buf);
buf:='Результаты тестирования'+chr(13)
+'Всего баллов: '+buf; i:=1; while (summa < level[i]) and (i<N_LEV) do
i:=i+l;
buf:=buf+chr(13)+mes[ i ] ; frm.Labels.caption:=buf; end;
{$R *.DFM}
procedure TForm1.FormActivate(Sender: TObject); begin
ResetForm(Form1); if ParamCount = 0 then begin
Labels.caption:= 'He задан файл вопросов теста.'; Button1.caption: ='Ok' ; Button1.tag:=2; Button1.Enabled:=TRUE end else begin
fn := ParamStr(1); assignfile(f,fn); {$I-} reset(f);
{I+}
if IOResult=0 then begin
Info(f,Label5); // прочитать и вывести информацию о тесте GetLevel(f); // прочитать информацию об уровнях оценок end; end; end;
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); begin
case Button1.tag of 0: begin
Buttonl.caption:='Дальше'; Buttonl.tag:=1; RadioButtonS.Checked:=TRUE; // вывод первого вопроса Buttonl.Enabled:=False; ResetForm(Form1); VoprosToScr(f,Forml,vopros} end;
1: begin // вывод остальных вопросов summa:=summa+score[otv]; RadioButtonS.Checked:=TRUE; Button1.Enabled:=False; ResetForm(Form1); if not eof(f)
then VoprosToScr(f,Forml,vopros) else
begin
suima: =summa+score [otv] ; closefile(f); Buttonl.caption:='Ok'; Form1.caption: ='Результат'; Button1.tag:=2; Button1.Enabled:=TRUE; Itog(summa,Forml); end; end; 2: begin // завершение работы
Forml.Close; end; end; end;
procedure TForm1.RadioButtonClick(Sender: TObject); begin
if sender = RadioButtonl then otv:=l
else if sender = RadioButtonl then otv:=2
else if sender = RadioButton3 then otv:=3 else otv:=4; Buttonl.enabled:=TRUE; end;
end.
После запуска программы и вывода на экран стартовой формы происходит событие onActivate. Процедура FormActivate сначала вызывает процедуру ResetForm, которая, присваивая значение False свойству visible, делает невидимыми поля вывода альтернативных ответов и переключатели. Аналогично делается невидимой область иллюстрации. Кроме того, процедура устанавливает максимально возможную ширину полей меток альтернативных ответов.
После очистки формы проверяется, указан ли при запуске программы параметр — имя тестового файла.
Если параметр не указан (значение paramCount в этом случае равно нулю), то присвоением значения свойству caption метки Label5 выводится сообщение: Не задан файл вопросов теста И свойству Tag кнопки Button1 присваивается значение 2(Button1.Tag:=2;)
Если параметр задан, то открывается файл теста.
Программа тестирования получает имя файла теста как результат функции Paramstr(l). Реализация программы предполагает, что если имя файла теста задано без указания пути доступа к нему, то файл теста и файлы с иллюстрациями находятся в том же каталоге, что и программа тестирования. Если путь доступа указан, то файлы с иллюстрациями должны находиться в том же каталоге, что и файл теста. Такой подход позволяет сгруппировать все файлы одного теста в одном каталоге.
Открывается файл теста обычным образом. Сначала обращением к процедуре AssignFile имя файла связывается с файловой переменной, а затем вызывается инструкция открытия файла для чтения.
После успешного открытия файла вызывается процедура info, которая считывает из файла информацию о тесте и выводит ее присваиванием прочитанного текста свойству Caption поля метки Labels.
Затем вызывается процедура GetLevei, которая считывает из файла теста информацию об уровнях оценки. Эта процедура заполняет массивы level И mes.
После вывода информационного сообщения программа ждет, когда пользователь нажмет кнопку OK (Button1).
Командная кнопка Buttoni используется для:
аварийного завершения работы приложения (в случае, если не задано имя файла теста);
начала тестирования (после прочтения информационного сообщения); перехода к следующему вопросу (после выбора одного из ответов);
завершения работы программы (после прочтения результатов тестирования).
Свойство Tag кнопки Buttoni используется для идентификации текущего состояния формы и выбора действия при щелчке на кнопке Buttoni.
После вывода информации о тесте значение свойства Tag кнопки Button: равно нулю. Поэтому в результате первого щелчка на кнопке Buttoni выполняется та часть программы, которая обеспечивает вывод первого вопроса, замену находящегося на кнопке текста ОК на текст Дальше, и устанавливает в выбранное состояние переключатель RadioButton5, который закрыт панелью и поэтому не виден пользователю. Кроме того, присваиванием значения False свойству Enabled кнопка Buttoni делается недоступной, тем самым блокируется переход к следующему вопросу до тех пор, пока не будет выбран один из ответов. Значению свойства Button1.Tag присваивается единица, тем самым выполняется подготовка к обработке следующего щелчка кнопки Button1.
После выбора ответа и нажатия кнопки Дальше (Buttoni) (в этом случае значение свойства Button1.Tag равно единице) к набранной сумме баллов добавляется количество баллов за выбранный ответ. Затем, если не достигнут конец файла, вызывается процедура вывода очередного вопроса. Если достигнут конец файла, то сначала закрывается файл теста, изменяется текст на кнопке Buttoni и значение Button1. Tag, а затем посредством процедуры Itog выводятся результаты тестирования.
Если значение Button1.Tag равно двум, то применением метода close к форме Form1 закрывается окно программы, в результате чего программа завершает работу.
Вывод вопроса и альтернативных ответов выполняет процедура VoprosToScr. Сначала процедура увеличивает счетчик вопросов vopros и присвоением значения свойству Caption формы выводит номер текущего вопроса в заголовок окна. Затем процедура читает строки из файла теста до тех пор, пока первым символом очередной прочитанной строки не будет точка или "обратная наклонная черта".
После вывода текста вопроса делается проверка: какой символ используется в качестве признака конца вопроса. Если обратная наклонная черта, что свидетельствует о том, что к вопросу есть иллюстрация, то свойству Form1.image1.Tag присваивается единица и из прочитанной строки выделяется имя файла иллюстрации.
Загрузка иллюстрации осуществляется применением метода LoadFromFile к свойству image1. Picture. Однако после загрузки иллюстрация на экране не появляется, так как значение свойства Image1. visible равно False.
После считывания иллюстрации процедура считывает вопросы. После обработки последнего вопроса, если была загружена иллюстрация, вызовом процедуры ScaleImage вычисляется и устанавливается размер области иллюстрации. После этого установкой значения свойства Imagel.Top задается положение верхней границы области иллюстрации, а присваиванием значения True свойству image1. visible иллюстрация делается видимой.
Так как количество символов в тексте вопроса и число альтернативных ответов от вопроса к вопросу могут меняться, и, следовательно, на экране они могут занимать разное количество строк, то каждый раз перед выводом текста очередного ответа устанавливается значение свойства тор как расстояние от нижней границы предыдущего альтернативного ответа. Для поля вывода первого альтернативного ответа (Label) значение тор вычисляется от нижней границы поля вопроса (Labels) или, если к вопросу есть иллюстрация, от нижней границы поля иллюстрации (imagei).
Выбор ответа пользователь осуществляет щелчком одного из переключателей. После вывода вопроса ни один из переключателей, соответствующих альтернативному ответу, не является выбранным. Выбран только переключатель RadioButtonS, который находится за панелью Panel1 и поэтому не виден пользователю.
Для обработки события onclick переключателей RadioButton1,
RadioButton2, RadioButton3 и RadioButton4 В Программе используется общая процедура— TForm1.RadioButtonciick. Эта процедура получает в качестве параметра объект, на котором произошло событие. Сравнивая полученное значение с именами объектов-кнопок выбора, процедура присваивает значение глобальной переменной otv, которая используется процедурой VoprosToScr для увеличения набранной суммы баллов. Кроме того, процедура TForm1.RadioButtonClick делает доступной кнопку перехода к следующему вопросу (Buttonl), которая после вывода очередного вопроса недоступна.
Процедура Itog, сравнивая набранную сумму баллов summa со значением элементов массива level, определяет, какого уровня достиг испытуемый, и выводит соответствующее сообщение присвоением значения свойству
Label5.Caption.
Усовершенствование программы
Очевидно, что приведенный выше текст программы был бы намного проше и изящней, если бы поля вывода альтернативных ответов и переключатели выбора ответов были бы объединены в массивы. Тогда программа могла бы обращаться к полям и переключателям не по имени, а по индексу.
Delphi позволяет объединить компоненты в массив, однако создаваться такие компоненты должны не во время создания формы приложения, а динамически — во время работы программы.
На рис. 15.7 приведен вид формы усовершенствованного приложения.
Рис. 15.7. Форма
приложения Тест, версия 2
Объявление массива компонентов ничем не отличается от объявления обычного массива — указывается имя массива, диапазон изменения индекса и тип элементов массива. Ниже приведено объявление массивов компонентов формы разрабатываемой программы: answer: array[1..N_ANSWERS] of TLabel; // альтернативные ответы selector: array[1..N_ANSWERS+1] of TRadioButton; // кнопки выбора ответа
Однако, для того чтобы компонент появился в форме, одного объявления недостаточно. Компонент — это объект Delphi, и его объявление — это только указатель на область памяти, который без наличия объекта ни на что не указывает. Создается компонент применением метода Create к указателю на компонент, в нашем случае — к элементу массива.
Например, инструкции
answer[1] := TLabel.Create(self) ;
answer[1].Parent := Form1;
создают компонент Label и помещают его в форму.
После создания компонента программа должна выполнить его настройку, т. е. ту работу, которую во время создания формы приложения выполняет программист при помощи Object Inspector. Под настройкой понимается присваивание начальных значений тем свойствам компонента, предопределенные значения которых не отвечают предъявляемым требованиям.
Если компонент должен реагировать на некоторое событие, то. нужно написать процедуру обработки этого события и поместить объявление созданной процедуры в объявление типа формы. Например, объявление типа формы разрабатываемой программы должно выглядеть так:
type
TForm1 = class(TForm)
Label5: TLabel; // поле вывода вопроса
Image1: TImage; // область вывода иллюстрации
Panel1: TPanel;
Button1: TButton; // кнопка Ok, Дальше, Завершить
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure ButtonlClick(Sender: TObject);
procedure SelectorClick(Sender: TObject); private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
В отличие от других, сгенерированных Delphi, строк объявления типа, строка procedure SelectorClick(Sender: TObject) вставлена В объявление вручную.
Примечание
В случае создания процедуры обработки события для компонента, который создается динамически, программист должен полностью написать текст процедуры и поместить ее объявление в объявление формы.При создании процедуры обработки события для обычного компонента (компонента, который добавлен в форму во время разработки формы программы) Delphi автоматически генерирует заготовку процедуры обработки события и ее объявление. Программист должен написать только инструкции процедуры.
После того как будет написана процедура обработки события, нужно связать эту процедуру с конкретным компонентом. Делается это путем присвоения имени процедуры обработки свойству, имя которого совпадает с именем обрабатываемого события. Например, инструкция
selector[1].OnClick : = SelectorClick;
задает процедуру обработки события Onclick для компонента selector [i]. В листинге 15.2 приведен полный текст программы Тест, версия 2.
Листинг 15.2.
Программа тестирования, версия 2
interface
uses
SysUtils, WinTypes, WinProcs, Messages, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Label5: TLabel; // поле вывода вопроса Image1: TImage; // область вывода иллюстрации Panel1: ТPanel; Button1: TButton; // кнопка Ok, Дальше, Завершить
procedure FormActivate(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure ButtonlClick(Sender: TObject);
procedure SelectorClick(Sender: TObject); private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
var
Form1: TForm1; // форма implementation
const
N_ANSWERS=4; // четыре варианта ответов N_LEVEL=4; // четыре уровня оценки
var
// динамически создаваемые компоненты
answer: array[1..N_ANSWERS] of TLabel; // альтернативные ответы
selector: array[1..N_ANSWERS+1] of TRadioButton; // кнопки выбора ответа
f:TextFile;
fn:string; // имя файла вопросов
level:array[1..N_LEVEL] of integer; // сумма, соответствующая уровню
mes:array[1..N_LEVEL] of string; // сообщение, соответствующее уровню
score:array[1..N_ANSWERS] of integer; // очки за выбор ответа
summa:integer; // набрано очков
vopros:integer; // номер текущего вопроса
n_otv:integer; // число вариантов ответа
otv:integer; // номер выбранного ответа
// установка формы в исходное состояние Procedure ResetForm(frm:TForm1); var
i:integer; begin
for i:=1 to N_ANSWERS do begin
answer[i].width:=frm.ClientWidth-answer[i].left-5; answer[i].Visible:=FALSE; Selector[i].Visible:=FALSE; end;
frm. Label5.width:=frm.ClientWidth-frm.Label5.left-5; frm. Image1.Visible:=False; end;
// определение достигнутого уровня procedure Itog(suirana:integer;frm:TForm1); var
i:integer; buf:string; begin buf: = ";
str(summa:5,buf); buf:='Результаты тестирования'+chr(13)
+'Всего баллов: '+buf; i:=1; while (summa < level[i]) and (i<N_LEVEL) do
i:=i+l;
buf:=buf+chr(13)+mes[i]; frm.Labels.caption:=buf; end;
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); var
i: integer; begin
// создадим пять меток для вывода вопроса и альтернативных ответов
for i:=l to N_ANSWERS do
begin
answer[i]:=TLabel.Create(self); answer[i].Parent:=Forml; answer[i].Left:=36; answer[i].Wordwrap:=True; end;
// создадим переключатели для выбора ответа
for i:=l to N_ANSWERS+1 do
begin
selector[i]:=TRadioButton.Create(self);
selector[i].Parent:=self;
selector[i].Caption:='';
selector[i].Width:=17;
selector[i].Left:=16;
selector[i].Visible:=False;
selector[i].Enabled:=True;
selector[i].OnClick:=SelectorClick; end;
ResetForm(Forml); end;
// вывод начальной информации о тесте procedure info(var f:TextFile;l:TLabel); var
s,buf:string; begin
buf:=''; repeat
readln(f,s); if s[l]<>'.'
then buf:=buf+s+' '; until s[l] ='.'; Form1.Labels.caption:=buf; end;
// прочитать информацию об оценках за тест
Procedure GetLevel(var f:TextFile);
var
i:integer; buf:string;
begin // заполняем значения глобальных массивов i:=1; repeat
readln(f,buf); if buf[1] <> '.' then begin mes[i]:=buf; readln(f,level[i]); i:=i+1; end; until buf[1]='.';
end;
// масштабирование иллюстрации
Procedure ScalePicture;
var
w,h:integer; // максимально допустимые размеры картинки
scaleX:real; // коэф. масштабирования по X
scaleY:real; // коэф. масштабирования по Y
scale:real; // общий коэф. масштабирования
i:integer; begin
// вычислить максимально допустимые размеры картинки
w:=Form1.ClientWidth-Form1.Labels.Left;
h:=Form1.ClientHeight
- Form1.Panel1.Height -5
- Form1.Label5.Top
- Forml.Label5.Height - 5; for i:=1 to N_ANSWERS do
if answer[i].Caption <> ''
then h:=h-answer[i].Height-5;
// здесь определена максимально допустимая величина иллюстрации
// определить масштаб if w>Form1.Image1.Picture.Width
then scaleX:=1
else scaleX:=w/Forml.Image1.Picture.Width; if h>Forml.Image1.Picture.Height
then scaleY:=1
else scaleY:=h/Form1.Image1.Picture.Height; if ScaleYOcaleX
then scale:=scaleY
else scale:=scaleX; // здесь масштаб определен
Form1.Image1.Top:= Form1.Label5.Top+Forml.LabelS.Height+5; Form1.Image1.Left:=Form1.Label5.Left;
Form1.Image1.Width:= Round(Form1.Image1.Picture.Width*scale); Form1.Image1.Height:= Round(Form1.Image1.Picture.Height*scale) Form1.Label5.Visible:=TRUE;
end;
// вывод вопроса на экран
Procedure VoprosToScr(var f:TextFile; frm:TForm1;var vopros:integer), var
i:integer; code:integer; s,buf:string;
ifn:string; // файл иллюстрации begin
vopros:=vopros+1 ;
str(vopros:3,s);
frm. caption: ='Вопрос' + s;
// выведем текст вопроса
buf: = ";
repeat
readln(f, s) ;
if (s[l] <> '.') and (s[l] <> '\')
then buf:=buf+s+' '; until (s[l] ='.'} or (s[l] = '\'); frm.Labels.caption:=buf;
if s[l] = '\'
then // к вопросу есть иллюстрация begin
frm.Image1.Tag:=1; ifn:=copy(s,2,length(s)); try
frm.Image1.Picture.LoadFromFile(ifn); except
on E:EFOpenError do
frm.tag:=0; end // try end else frm. Image1.Tag: =0;
// читаем варианты, ответов
for i:=1 to N_ANSWERS do begin
answer[i].caption:='';
answer[i].Width:=frm.ClientWidth-Form1.Label5.Left-5; end; i:=l; repeat
buf: = " ;
repeat // читаем текст варианта ответа readln(f,s); if (s[l]<>'.') and (s[1] <> ',')
then buf:=buf+s+' '; until (s[1]=',')or(s[l]='.');
// прочитан альтернативный ответ
val (s[2],score[i],code);
answer[i].caption:=buf;
i:=i+l;
until s [1] = '.'; // здесь прочитана иллюстрация и альтернативные ответы
if Form1.Image1.Tag =1 // есть иллюстрация к вопросу? then begin ScalePicture;
Forml.Image1.Visible:=TRUE; end;
// вывод альтернативных ответов
i:=1;
while (answer[i].caption <> ") and (i <= N_ANSWERS) do
begin
if i = 1 then
if frm.Image1.Tag =1
then answer[1].top:=frm.Image1.Top+frm.Image1.Height+5 else answer[i].top:=frm.Label5.Top+frm.Label5.Height+5 else
answer [i] . top:=answer [i-1] . top+ answer [i-1] . height+5; selector[i] . top:=answer [i] . top; selectorfi] ,visible:=TRUE; answer [i] . visible : =TRUE; i:=i+l; end; end;
{$R *.DFM}
procedure TForml . FormActivate ( Sender : TOb j ect ) ; begin
ResetForm ( Forml ) ; if ParamCount = 0 then begin
Label3 . font . color : =clRed;
Label5. caption: = 'He задан файл вопросов теста.1; Buttonl . caption : = ' Ok ' ; Buttonl.tag:=2; Buttonl . Enabled : =TRUE end else begin
fn:=ParamStr (1) ; assignf ile ( f , fn) ; {$!-} reset (f) ;
if IOResult=0 then begin
Inf <> (f, Label3) ; GetLevel(f) ; end;
summa:=0; end; end;
procedure TForm1. ButtonlClick (Sender: TObject) begin
case Button1.tag of 0: begin
Button1.caption:='Дальше'; Buttonl.tag:=1;
Selector[N_ANSWERS+1].Checked:=TRUE; // вывод первого вопроса Buttonl.Enabled:=False; ResetForm(Forml); VoprosToScr(f,Forml,vopros) end;
1: begin // вывод остальных вопросов summa:=summa+score[otv]; Selector[N_ANSWERS+1].Checked:=TRUE; Button1.Enabled:=False; ResetForm(Form1); if not eof(f)
then VoprosToScr(f,Forml,vopros) else
begin
closefile(f); Button1.caption:='Ok'; Forml.сарtiоn:='Результат'; Buttonl.tag:=2; Buttonl.Enabled:=TRUE; Itog(summa,Form1); end; end; 2: begin // завершение работы
Form1.Close; end; end; end;
// щелчок на кнопке выбора ответа
procedure TForml.SelectorClick(Sender: TObject);
var
i: integer;
begin
while selector[i].Checked = FALSE do
i:=i+l; otv:=i;
Buttonl.enabled:=TRUE; end;
end.
По сравнению с первым вариантом программа Тест, версия 2 обладает существенным преимуществом. Для ее модернизации, например для увеличения количества альтернативных ответов, достаточно изменить только описание именованной константы N_ANSWERS.
с операционной системой Windows, хорошо
Всем, кто работает с операционной системой Windows, хорошо знакома игра Сапер. В этом разделе рассматривается аналогичная программа — игра Сапер 2002.
Пример окна программы в конце игры, после того как игрок открыл клетку, в которой находится мина, приведен на рис. 15.8.
Рис. 15.8. Окно
программы Сапер 2002